В конце 2011 года научно-методическим отделом КОНБ им. Н. Н. Асеева были разработаны и переданы в межпоселенческие и центральные городские библиотеки области анкеты, призванные отразить ситуацию с организацией библиотечного обслуживания пользователей с ограниченными физическими возможностями.
         Анкета содержала следующие вопросы:
  1. Сколько инвалидов, проживающих на территории района (города), являются читателями библиотек, в том числе - сколько детей?
  2. Выделены ли инвалиды в качестве отдельной группы пользователей?
  3. Осуществляется ли библиотеками внестационарное обслуживание инвалидов (например, доставка книг на дом)?
  4. Сколько пользователей-инвалидов обслуживается на дому?
  5. Заключен ли МБ (ЦБ) района (города) договор о сотрудничестве с Курской областной специализированной библиотекой для слепых им. В.С. Алехина?
  6. Сколько пунктов выдачи незрячим и слабовидящим людям функционирует в районе (городе)?
  7. Какие формы работы чаще всего используются в работе с пользователями-инвалидами (приведите примеры)?
  8. Имеются ли в библиотеках района (города) клубы (объединения по интересам) членами которых являются преимущественно инвалиды (приведите примеры)?
  9. Используются ли в обслуживании инвалидов инновационные формы библиотечной работы (приведите примеры)?
  10. Какие информационные ресурсы библиотеки района (города) используют в работе с инвалидами?
  11. Выпускались ли в течение последних трех лет библиотеками района (города) издания, ориентированные на данную группу пользователей и членов их семей (приведите примеры)?
  12. Осуществляется ли в библиотеках района (города) деятельность, направленная на создание комфортной среды для инвалидов (устройство пандусов, создание специальных мест, выделение части фонда и т.п.)?
  13. Проводились ли библиотеками района (города) исследования, направленные на выявление информационных и иных потребностей инвалидов и оценку их удовлетворенности библиотечным обслуживанием (приведите примеры)?
  14. С какими учреждениями и организациями сотрудничают библиотеки района (города) при осуществлении работы с пользователями, имеющими ограниченные физические возможности?
  15. Проводились ли в течение последних трех лет профессионально-обучающие мероприятия, призванные повысить эффективность работы по обслуживанию инвалидов?
  16. Принимали ли в вышеназванных мероприятиях участие социальные работники, психологи, медики и иные специалисты?
  17. Испытывают ли библиотекари района (города) потребность в методических материалах, освещающих различные аспекты с данной группой пользователей, обучающих мероприятиях?
  18. Какими знаниями должны обладать библиотекари, работающие с инвалидами (выбрать из предложенных вариантов ответов)?
  19. Какую основную функцию должна выполнять библиотека в работе с инвалидами (выбрать из предложенных вариантов ответов)?
     Всего в районы и города (Курск, Железногорск, Курчатов, Щигры) было передано 33 анкеты. Получено отделом НМО 27 заполненных анкет (82%).
    1. Анализ представленных анкет показал, что пользователями библиотек является более 15 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями. Если же попытаться вычислить их количество по всем районам (с учётом отсутствующих18% анкет), то оно составит не менее 18, 5 тысяч человек. Однако, и эта цифра будет весьма приблизительной - на самом деле количество пользователей этой категории значительно больше. Здесь необходимо принимать во внимание тот факт, что не в каждой библиотеке инвалиды выделены в особую читательскую группу. Нужно учитывать и этические моменты, ведь далеко не каждый готов публично говорить о своей инвалидности.

    2 - 4. В подавляющем большинстве районов и городов библиотеками организовано обслуживание пользователей с ограниченными физическими возможностями на дому - так, книги и другие издания получают более 5 тысяч человек (среди исключений - Конышевский район, Железногорск). В 81% анкет отмечено, что инвалиды выделены в качестве отдельной группы пользователей.

    5 - 6. На момент заполнения анкет из 27 районов и городов у 44% был заключен договор с Курской областной специализированной библиотекой для слепых им. В.С. Алехина. 31 библиотека является пунктом выдачи специальной литературы незрячим и слабовидящим людям.

    7. Из ответов на вопросы о наиболее часто используемых формах работы с людьми, имеющими ограниченные физические возможности, 78% назвали вечера, 70% подчеркнули важность индивидуальных форм работы. Отрадно, что более половины анкет (56%) отметили как популярную форму работы организацию выставок творческих работ инвалидов.

    8. При муниципальных библиотеках создано и функционирует не менее 13 клубов и объединений, членами которых являются преимущественно инвалиды. Среди них - клуб любителей русской песни "Рябинушка" (Кореневский район), клуб молодых инвалидов "Созвездие" (Черемисиновский район), "Университет пожилого человека" (Золотухинский район), литературная гостиная "Уют" (Курск). Также можно упомянуть такие клубы, как "Забота" (Обоянский район), "У самовара" (Пристенский район), "Милосердие" (Советский район), "Мы вместе" (Тимский район), "Милосердие" (Щигры). К сожалению, местонахождение четырех клубов - "Встреча", "Собеседник", "Клуб духовного возрождения", клуб любителей классической литературы "Классика и современность", определить затруднительно, так как на отдельных анкетах не указано наименование района. Кроме того, безусловно, пользователи-инвалиды, что было также неоднократно отмечено в анкетах, являются членами многих других клубов и объединений.

    9. Среди инновационных форм работы с инвалидами были названы заочные (виртуальные) экскурсии, "библиотечный шатер" (уличная площадка), работа в рамках Университета пожилого человека, аудиотренинг, электронные презентации, выездные мероприятия (по месту жительства инвалидов). Однако в большинстве случаев (63%) ответы были отрицательными.

    10. На вопрос о том, какие информационные ресурсы библиотеки используют в работе с данной группой пользователей на первое место вышли традиционные книги и периодические издания (их, конечно же, используют все). Увы, но в 11 анкетах книги и периодические издания названы в качестве единственных информационных ресурсов. Значит ли это, что в них при работе с инвалидами совсем не используется компьютерная и иная техника или дело в небрежном отношении к заполнению анкет? Аудио- и видеоматериалы как информационный ресурс отмечен в половине анкет, специализированные издания (крупношрифтовые издания, "говорящие" и тактильные книги) названы в 9 анкетах из 27, на использование мультимедиа указано в 2 анкетах.

    11. Из анализа анкет выяснилось, что подавляющее большинство межпоселенческих и центральных городских библиотек не могут привести примеры изданий, ориентированных на инвалидов и членов их семей; то есть в этих районах (городах) данная деятельность не осуществляется. В качестве положительного примера можно отметить следующие издания: памятка "Льготы инвалидам", памятка "Льготы труженикам тыла", список законодательных актов "Меры поддержки инвалидов в сфере занятости" (Обоянский район), памятка "Правила общения с людьми с ограниченными возможностями" (Щигровский район), информационный бюллетень "Через информацию - к социальному равенству" (Кореневский район), "Справочник государственных и общественных организаций, работающих с инвалидами на территории Пристенского района", памятка "Права и обязанности людей с ограниченными возможностями" (ЦБС г. Курска).

    12. На вопрос о том, осуществляется ли в библиотеках района (города) деятельность, направленная на создание комфортной среды для инвалидов (устройство пандусов, создание специальных мест, выделение части фонда и т.п.), ответы были не слишком оптимистичными. Большинство (48%) выбрали вариант ответа "в единичных случаях", 26% ответов были положительными и столько же (26%) отрицательными.

    13. Анализ анкет показал: что касается исследований, направленных на выявление информационных и иных потребностей инвалидов и оценку их удовлетворенности библиотечным обслуживанием, то здесь есть, над чем работать в дальнейшем. Среди немногочисленных примеров исследований: анкетирование (Солнцевская МБ), мини-опрос "Перспективы и условия расширения занятости людей с ограниченными возможностями" (ЦБС Курска), анкетирование "Читатель с ограниченными физическими возможностями в библиотеке: уровень обслуживания" (Кореневская МБ), анкетирование "Библиотека - ваш центр досуга" (Черемисиновская МБ).

    14. Большинство анкет содержали ответы, из которых следует, что, организуя деятельность по обслуживанию инвалидов, библиотеки сотрудничают с широким кругом потенциальных партнеров. Так, с образовательными учреждениями сотрудничают 96% библиотек, с учреждениями социальной защиты - 89%, с властными структурами и СМИ - 86%, религиозными организациями - 74%, организациями здравоохранения - 70%. Положительный ответ на все варианты ответов был отмечено в 63% анкет.

    15 - 16. Анализ показал, что, по меньшей мере, в 67% районов и городов за последние три года проходили профессионально-обучающие мероприятия, на которых освещались вопросы, связанные с обслуживанием пользователей с ограниченными физическими возможностями. Подобные мероприятия (в форме семинаров-практикумов, часов обмена опытом и т.п.) состоялись, например, в Горшеченском, Касторенском, Кореневском, Октябрьском, Тимском, Щигровском, Золотухинском. Советском, Солнцевском, Суджанском, Черемисиновском, Фатежском, Пристенском районах. А в Курском районе подобные мероприятия в период 2009-2011 гг. были организованы трижды. Отрадно, что в большинстве случаев (70%) в мероприятиях участвовали работники социальных служб, медики и т.д.

    17. Практически из всех анкет следует, что сотрудники муниципальных библиотек испытывают потребность в повышении квалификации, в том числе в обучающих мероприятиях и методических материалах. Исключением является лишь Курчатовский район.

    18. Согласно ответам на анкету на первое место среди знаний, необходимых библиотекарю, работающему с инвалидами, вышло определение "профессионализм в целом" - оно было отмечено в 89% анкет. Далее следовали определения "высокий уровень универсальных знаний (эрудиция)" и "знания в области современных технологий" - на них указано в 56% анкет. Необходимость знаний в области психологии и педагогики подчеркнута в 52% анкет. Необходимость наличия базовых медицинских знаний - в 19%. Поскольку количество ответов на этот вопрос не ограничивалось, в большинстве анкет были выбраны от 2 до 4 вариантов. Лидирует сочетание "профессионализм + эрудиция", однако, отмечается и необходимость прочих знания, что видно из приведенных выше цифр.

    19. На вопрос о том, какую основную функцию должна выполнять библиотека в работе с инвалидами (из предложенных вариантов можно было выбрать не более двух) ответы распределились следующим образом:
  • информационная функция - 67%;
  • непосредственное обеспечение литературой - 63%;
  • организация досуга - 26%;
  • социально-реабилитационная функция - 22%;
  • воспитательно-образовательная функция - 0%;
  • координационная функция - 0%,;
  • иное (свой вариант ответа) - 0 %.
     Подводя итоги, следует отметить актуальность проведенного исследования. Оно помогло выявить основные тенденции в работе муниципальных библиотек с особыми категориями пользователей, показать широкий спектр используемых ими форм и методов. В то же время, исследование ещё раз обозначило круг существующих ныне проблем.
     Материалы исследования позволяют сделать определенные выводы и предложения по организации дальнейшей работы библиотек. Среди них - активизация деятельности, направленной на обеспечения физической доступности библиотек для инвалидов, комплектование их специальными изданиями, приобретение специальных технических средств и программного обеспечения. Кроме того - необходимость продолжения работы, направленной на получение библиотекарями специальных знаний посредством проведения семинаров, тренингов, научно-практических конференций с привлечением к их организации сотрудников специальных библиотек, специалистов иных учреждений, деятельность которых также направлена на социальную реабилитацию инвалидов.