ЩЕПКИН Михаил Семенович
(1788 - 1863)

     Немало театральных талантов породила курская земля. Самое почетное место в их ряду занимает великий русский актер Михаил Семенович Щепкин. Несмотря на то, что не получил специального театрального образования, он сам создал себя как артиста, воплотив на сцене около 600 ролей. Михаил Семенович Щепкин совершил переворот в русском театральном искусстве, первый понял природу сценического  творчества как начала созидающего, а не подражающего жизни. Человек  гибкого ума, пылкого воображения, необыкновенной доброты, приветливый, отличный собеседник, коротко знавший Россию, по его собственному выражению, от дворца до лакейской. Он интересовал весь цвет интеллигенции того времени: его дружбой дорожили  Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский.
     Интересно, что первые строки труда "Записки актера Щепкина" за актера написал А. С. Пушкин, восхищенный талантом Щепкина. Щепкин не решался взяться за автобиографический труд, тогда Пушкин сам взял перо и написал: "Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке, в 1788 году ноября 6 числа" (ныне  Яковлевский район Белгородской области). С детства Щепкин легко запоминал стихи, песенки, и, к удовольствию господ, прислуги охотно исполнял их. К шести годам обучился грамоте и игре на гуслях. В семь лет оказался в домашнем театре помещика. Тогда, будучи ребенком, Миша с интересом наблюдал, как устанавливались декорации, настраивались инструменты, названия которых он, конечно же, не знал, внимательно вслушиваясь в непривычные для него звуки. Получив основы грамоты у ключника, затем у священника, ребенок был определен во второй класс народного училища города Суджи. Здесь впервые он вышел на сцену в качестве артиста в комедии Сумарокова "Вздорщица".
     Премьера имела шумный успех, ее повторили на свадьбе дочери губернатора. Щепкина заметили. Окончив уездное училище и выдержав строгий экзамен, Михаил Щепкин был зачислен сразу в третий класс при четырехлетнем обучении в Курское губернское училище и вскоре стал первым учеником. Мальчик получил доступ в библиотеку известного писателя Ипполита Федоровича Богдановича, автора популярной тогда среди современников поэмы "Душенька".
     В свободное время Щепкин старался не пропустить ни одного спектакля. Театр под руководством братьев Барсовых, как и училище, находился недалеко от дома, в нем были ежедневные аншлаги. В ноябре 1805 года Щепкина включили в труппу по разрешению помещика Волькенштейна за успешное окончание губернского училища.
     Дебютом явилась роль Андрея-почтаря в драме Луи Себастьена Мерсье "Зоа", в которой он заменил запившего артиста. С этого вечера, принесшего ему громадный успех, Миша завоевал положение лидера.
     По признанию самого Михаила Семеновича, переломным моментом в судьбе стал 1810 год, когда в селе Юнакевке, что в 20 километрах от Суджи (теперь относится к Украине), он присутствовал на любительском спектакле в доме князя Голицына. Ставили "Приданое с обманом" А.П. Сумарокова. В главной роли - актер-любитель князь П.В. Мещерский. Игра Мещерского поразила Михаила. "Все, что я приобрел впоследствии, все, что из меня вышло, всем этим я обязан ему, потому что он первый посеял во мне верное понятие об искусстве и показал мне, что это настолько высоко, насколько близко к природе".
     В это же время Щепкин знакомится со своей будущей супругой Еленой Дмитриевной. Ее родители-турки погибли во время взятия в 1791 году русскими войсками крепости Анапа. Ребенка нашли солдаты среди развалин обгоревшей деревни, взяли с собой, крестили и отдали в господский дом, расположенный в деревне Ахремовке. Здесь и увидел ее Михаил. Молодые понравились друг другу, поженились. Насколько сильно было чувство молодой турчанки, свидетельствует то, что она без колебаний пошла за крепостного, становясь сама при этом невольницей. Брак оказался счастливым. У них родилось семеро детей.
     Между тем от сезона к сезону дела Щепкина в театре складывались все благополучнее. Он имел самый высокий оклад в труппе, его любила публика. А вскоре Михаила Семеновича пригласили на комические роли в харьковскую труппу Штейна, выделявшуюся относительно высоким профессиональным уровнем.
     Так закончилось пребывание Михаила Семеновича на сцене Курского театра. С той поры Щепкин был в Курске лишь наездами.
     От крепостной зависимости Щепкин освободился в 33 года, при содействии князя Репнина. В Москву Михаил Семенович приехал в 1823 году, имея за спиной почти двадцатилетний стаж провинциального актера, множество отлично сыгранных ролей. Здесь обнаружилось, что у него южный  выговор. Пришлось ему, уже в возрасте, переучиваться. Смущал и щепкинский голос, сам артист называл его "козлетоном". С таким голосом   можно было смешить в водевилях, но он не подходил для роли Шейлока в "Венецианском купце" или городничего в "Ревизоре". Через несколько лет Щепкин говорил по-московски безукоризненно. Комплекция артиста тоже казалась неподходящей для целого ряда ролей. Щепкин шутливо подписывал некоторые свои письма товарищу: "Квадратная фигура" или "Твоя толстая щепка". Немало пришлось Михаилу Семеновичу потрудиться, чтобы обрести пластичность и выразительность движений.
     Современники называли его первым истинно комическим актером, но ему были подвластны и трагические, драматические роли.
     Самый блестящий период сценической деятельности Щепкина - с 1825 по 1855 годы, когда, по выражению Погодина, он является "достойным помощником, ... истолкователем великих мастеров сцены, от Шекспира и Мольера до наших отечественных писателей - Фонвизина, Грибоедова, Гоголя... и Островского".
     Помимо своей игры, Щепкин услаждал москвичей мастерским чтением гоголевских произведений на литературных вечерах, которые устраивались с 1843 года.
      ...1855 год. С большим торжеством отпраздновано 50-летие его служения русской сцене. В 1863 году по совету врачей он уехал на южный берег Крыма и скончался 11 августа в Ялте. Могила  М.С. Щепкина  находится  в  Москве  на  Пятницком  кладбище.  В 1864 году в Москве изданы "Записки и письма Щепкина".
     Память о Михаиле Семёновиче Щепкине бережно хранят почитатели  театрального  искусства. В  Москве есть  улица  Щепкина,  на  которой  находится  дом-музей  М.С. Щепкина.  Его  имя  носит  Высшее  театральное  училище  при  Государственном  академическом  Малом  театре  -  старейшее  высшее  театральное  учебное  заведение  России.  В  Курске  есть  кинотеатр  им.  Щепкина. Белгородский государственный академический драматический театр с гордостью носит  его  имя.  Также  в  Белгороде  поставлен  памятник  М.С.  Щепкину. Не зарастает народная тропа, ведущая к его родным местам — в село Красное (ныне Алексеевка Яковлевского района), где находится музей великого артиста.
     А в Белгороде с 1988 года регулярно проводится Всероссийский театральный фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину».
     Всероссийский фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину» - первый в России театральный фестиваль, поставивший во главу угла фигуру Актёра. Это своего рода смотр актёрских достижений и открытий, происходящих в каждодневном существовании наших театров и столичных, и провинциальных. «На примере данного театрального смотра, - писала в своё время «Театральная жизнь», - можно проанализировать сегодняшнее состояние творческих дел в театрах, начиная с академических и заканчивая областными... И в этом смысле авторитет Щепкина становится для всех художников той высотой, у подножия которой они могут проверить свою творческую ДНК...»