Васнецов Виктор Михайлович

В. Васнецов. Автопортрет. 1873  г.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Основоположник «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества - к стилю модерн.

Творческая личность Васнецова, сформировавшаяся в среде передвижников, под сильным влиянием идей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, счастливо соединяла в себе гуманизм и глубокую религиозность. Поэтому не случайно, что именно на долю этого художника выпала задача внести решающий вклад в дело возрождения русской церковно-монументальной живописи. Позитивистски настроенные живописцы последней трети XIX века видели в заказах для Церкви всего лишь возможность хорошо заработать. И насколько честнее и нравственнее была позиция Васнецова. «Я крепко верю в силу идей своего дела, - писал он В. Д. Поленову, - я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела - как украшение храма - это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства... Я не отвергаю искусство вне Церкви - искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа - где оно может - но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа - с человеческим идеалом».

Росписи Владимирского собора в Киеве стали воплощением давнишней славянофильской мечты. Их примерную программу изложил М. П. Погодин в журнале «Московитянин» еще в 1842 году. Он писал: «Думал о построении такой русской церкви, где собраны были бы изображения всех русских святых, начиная с равноапостольного Владимира и Ольги, денницы и зари нашего спасения, и Бориса и Глеба. Тут бы увидел я и Александра Невского, и московских чудотворцев Петра, Алексея, Иону и Филиппа, и печерских Антония и Феодосия, и соловецких Зосиму и Савватия, и преподобного Нестора, и свв. Сергия и Димитрия Ростовского, и Митрофания, - всех молитвенников земли Русской, коими держалась и держится она, с их деяниями и чудесами. В таком святом соборе русское сердце забилось бы подчас сильнее».

Виктора Васнецова часто называют основателем «русского стиля». В своей работе он сделал акцент на образе русской души Великого князя. Невский изображен истинным славянином с русыми кудрявыми волосами и бородой.

Прорисовывая силуэт Александра, он вывел его на передний план, чтобы подчеркнуть все величие и могущество этой личности. Многие считают эту картину обращением к традиционной средневековой иконописи, однако сам Васнецов не разделял подобную точку зрения.

Александр Невский в работе Васнецова представлен во весь рост, где отчетливо прорисованы все детали его образа. Современники высказывались об изображении как «о невероятной силе духа и любви к народу, которая исходит от образа Великого Князя Невского». В своей работе Васнецову удалось передать православный дух и нравственные народные устои, которые просматриваются в изображении Невского.

Святой  князь <br>Александр Невский

Такие детали как одеяние князя, накидка с изображениями православной символики и нимб над головой соединяются с мечом в руках и решительностью во взгляде по истине настоящего героя отечественной истории. Эскизы росписи представлены во Владимирском соборе в Киеве, а сама работа находится в Третьяковской галерее.

Трактовка Васнецовым образа Св. Александра Невского значительно отличалась от типично академической.

Как истинный представитель и один из основоположников так называемого «русского стиля», Васнецов внес в образ святого князя черты былинно-сказочной поэтики, народного фольклора.

Здесь чувствуется обращение Васнецова к традициям средневековой церковной живописи. Впрочем, сам художник позднее говорил так: «Не могу согласиться, хотя мне это и приписывали, что я хотел в соборе повторить византийские каноны красоты... Я стремился в своих писаниях идти от жизни, от привлекавших меня в ней людей, но одевал их, конечно, в соответствующие по времени одежды.Припоминая волнующие меня образы прошлого, я всегда учитывал, что творю в канун двадцатого века».