Корин Павел Дмитриевич

Корин Павел Дмитриевич

 

Павел Дмитриевич Корин (1892-1967) — российский, советский художник-живописец, монументалист, мастер портрета, реставратор, педагог. Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1963) и Сталинской премии второй степени (1952).

Триптих П. Д. Корина

В 1942-1943 годах, в самый разгар Великой Отечественной войны, потомственный иконописец, художник Павел Дмитриевич Корин, создавал триптих «Александр Невский».

Размеры полотна 201х370 см. Картина написана в 1942-1943 годах.
Холст, масло.

 

В центре находится князь Александр Ярославич. Князь стоит в доспехах рядом со стягом, на котором изображен Спас Ярое Око. Позади виднеется готовое к сражению войско, река Волхв и стены храма Великого Новгорода.

О существовании двух других частей триптиха мало кто из людей, далеких от искусства, знает. Часть слева называется «Северная баллада», часть справа - «Старинный сказ».

Заказ на картину сделал Комитет по делам искусств. Вначале Корин засомневался, сказал, что без натуры не пишет. Но работа его так увлекла, что он закончил центральную часть с князем за 3 недели.

Центральная часть «Александр Невский»

 

Центральная часть «Александр Невский»

На Александре - латы и кольчуга, которые на самом деле в начале XIII века русские воины не носили. По этому поводу Корнин говорил: «Конечно, я мог бы одеть его в бархатные штанишки и сафьяновые сапожки. Но такой не вышиб бы Биргера из седла».

Невский получился настолько убедительным, что никто даже не подумал, что он выглядел как-то не так. Он был таким, каким нужно, чтобы вызывать гордость и воодушевлять на подвиг. Он получился настоящим защитником, героем. Не вызвала даже вопросов религиозная символика, бросающаяся в глаза (Спас, Икона Николая Чудотворца, храм с крестами).

Таким и задумывал князя Павел Корин, говоривший: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».

Когда в 1944 году Великий Новгород освободили от оккупантов, то написали копию этого образа Александра Невского и установили на щите на въезде в город.

«Старинный сказ» и «Северная баллада»
«Старинный сказ». Внизу - фото сказителей Марии Кривополеновой и Федора Конашкова. Сбоку - портрет иеромонаха Феодора

Для изображения молодого воина с кистенем в руке Павел Корин использовал этюды иеромонаха, преподобномученника Феодора (в миру Олег Богоявленский). Его он рисовал в 1932 году для своей легендарной картины «Реквием. Русь уходящая». Сам отец Феодор скончался в тюрьме города Балашова в июле 1943 года.

Бабушка с клюкой - это сказительница из Архангельской губернии Мария Дмитриевна Кривополенова. В 1915-1916 годах она приезжала выступать в Москву, ездила и по другим городам России.

Дедушка с булавой (старый воин) списан со сказителя из Карелии Феодора Андреевича Конашкова.

Левая часть триптиха называется «Северная баллада»
Левая часть триптиха называется «Северная баллада»

Во всех описаниях говорится, что на картине «Северная баллада» изображен воин, которого провожает в бой женщина (сестра или жена). А все три части символизирую объединение народа против врага.

Но, кажется, что в триптихе предстало прошлое, настоящее и будущее. Прошлое смотрит со стороны Старинного сказа, в нем герои черпают вдохновение и силу. Настоящее - князь-воин, собравшийся защищать свою землю. Будущее - тот же воин в старости. Его подвиги воспевают в балладах, а он стоит со своей женой и вспоминает места сражений.

О художнике:

Павел Корин был одним из лучших портретистов XX века. Он родился в Палехе в 1892 году, с 11 лет учился в палеховской иконописной школе, после был принят в иконописную палату Донского монастыря. Однажды в монастырь пришел запрос от Великой княгини Елизаветы Федоровны на двух лучших иконописцев для создания копий фресок Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Выбрали Корина. Нестерову он понравился. Мэтр предложил ему закончить роспись совместно и стал наставником и другом на долгие годы.

Всю свою жизнь Павел Дмитриевич собирал коллекцию икон. Он писал портреты знаменитостей, занимался после войны реставрацией произведений искусства. Создавал героическую мозаику для станций московского метро.

Как это ни парадоксально, он получил Сталинскую и Ленинскую премию, и вместе с тем, собрал одну из лучших в СССР частную коллекцию икон (123 древние иконы). Он говорил: «Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту».

Все свое имущество художник завещал жене, Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти - Третьяковской галерее. Там, в галерее, сейчас и выставлен триптих «Александр Невский».