Семирадский Генрих Ипполитович

Г. Семирадский. Автопортрет. После 1876 г.

Генрих Ипполитович Семирадский (при рождении Генрик Гектор Семирадский; 1843-1902) — польский и русский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Учился в Харькове и Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств.

Многие работы художника утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.

Этот польский и русский живописец, один из крупнейших представителей академизма тоже много своих работ посвятил А. Невскому.

В 1875 году Г. И. Семирадский, в то время еще недавний ученик Петербургской Академии художеств, а в будущем - один из главных столпов европейского академизма, получил задание написать четыре картины из жития св. Александра Невского на северной стене посвященного этому святому придела.

В Русском музее хранятся эскизы, дающие хорошее представление об этих утраченных ныне работах.

Известно, что раннее творчество Семирадского формировалось во многом под влиянием немецкого художника Карла фон Пилоти, автора многофигурных исторических полотен. В мюнхенской мастерской Пилоти Семирадский занимался в первый год своего пребывания за границей в качестве пенсионера Петербургской Академии.

Эффектность композиции, живописность, мастерское изображение антуража и исторических деталей - все эти главные качества полотен Пилоти можно найти и в произведениях его русского ученика. Вместе с тем, некоторыми своими чертами произведения Семирадского остались прочно связанными с традициями отечественной академической школы.

Для воплощения на стене храма специальной Комиссией были отобраны четыре эпизода из жития св. Александра Невского, признанные ключевыми:

  • посещение князем Александром Ярославичем, одержавшим победу в Невской битве, ставки хана Батыя в Орде;
  • прием князем папских послов Гальда и Ремонта;
  • кончина Александра Невского в Городце после пострижения в монахи под именем Алексия;
  • чудо при погребении князя в Рождественской церкви во Владимире.

Лишь в двух картинах - «Св. Александр Невский в Орде» и «Св. Александр Невский принимает папских легатов» - святой князь выступает центральным действующим лицом, сосредоточивающим на себе все внимание зрителя.

Александр Невский в Орде. 1876 г.
Александр Невский в Орде. 1876 г.
Александр Невский принимает папских легатов. 1876 г.
Александр Невский принимает папских легатов. 1876 г.

 

Александр Невский у Семирадского - молодой, энергичный, волевой воин и государственный деятель, в облике которого святость может только угадываться. По сути, художник написал не иконы, а исторические композиции, более подходящие для академических выставок, чем для храма. Современниками это было замечено.

Особые нарекания вызвала картина «Св. Александр Невский принимает папских легатов». Осенью 1877 года «Санкт-Петербургские ведомости» писали о ней: «Фигура князя необыкновенно толста и антипатична; руки с короткими пальцами, жирные. Своею откинутою назад позою и дюжестью фигуры он напоминает типы: «нраву моему не препятствуй... Окружающие князя большей частью столь же уродливы и карикатурны в отношении рисунка. Лица не имеют решительно никакого выражения; каждая фигура представляется смотрящей куда ей угодно... Ни одного типа, изображенного сколько-нибудь приличным для картины религиозного содержания и предназначенного для храма, стало быть, для поклонения верующих и молящихся. Зато, взамен, в глаза бросаются целые массы золота, серебра, бархату, драгоценных каменьев и прочей мишуры...

 Св. Александр Невский представлен утопающим в роскоши, как Нерон в картине «Светочи Христианства».

Действительно, в эскизе, а затем и в картине Семирадский воссоздал довольно малопривлекательный образ упоенного властью государя, демонстрирующего перед прибывшими к нему папскими послами, скорее, материальную силу, нежели силу своего православно-христианского духа.

Кончина Александра Невского. 1876 г.
Кончина Александра Невского. 1876 г.
Чудо при погребении Александра Невского. 1876 г.
Чудо при погребении Александра Невского. 1876 г.

 

Живопись Семирадского, блестящая и эффектная по исполнению, конечно, мало соответствовала задачам православной церковной живописи, призванной, в том числе, создавать у молящихся определенное настроение. Этот недостаток строгости формы и колорита, свойственный вообще большинству росписей храма Христа Спасителя, был в свое время сурово раскритикован. Потребность возрождения пришедшей в глубокий упадок церковной живописи послужила появлению самобытной индивидуальности В. М. Васнецова, выполнившего в 1880-е годы основную работу по росписи Владимирского собора в Киеве.