Православные праздники   в русской и советской поэзии
   

Покров Пресвятой Богородицы.

  Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, хоть и не является двунадесятым, но любим и почитаем русским народом особенно. Может быть потому, что история его тесно связана с историей нашей страны...

Как утверждает «Повесть временных лет», киевские князья Аскольд и Дир в 866 г. на двухстах кораблях совершили набег на Византию и осадили Царьград. Весь народ греческий, от мала до велика, включая императора и императрицу, собрался тогда во Влахернском храме и, сокрушаясь о своих грехах, молил Небесную Заступницу защитить город от неприятеля. И Матерь Божия вняла этим мольбам. Глубокой ночью Она, в окружении сонма святых, явилась двоим из предстоящих и молящихся в храме — блаженному Андрею Юродивому и ученику его Епифанию. Они увидели, как Царица Небесная, преклонивши колена, со слезами молилась за всех, кто был в церкви. Затем Она сняла со Своей главы ослепительное покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися, как бы защищая и покрывая их.

Вслед за этим император Михаил и патриарх Фотий с крестным ходом изнесли на берег Босфора величайшую святыню, хранившуюся в храме — чудотворную ризу Богоматери, — и с молитвой погрузили ее в воду. В тот же миг поднялась на море буря, и «безбожных руси корабля смяте».

Оставшиеся в числе немногих живых и пораженные чудом победы силы духа над силой оружия, Аскольд и Дир, вернувшись домой, приняли Святое Крещение...

Русский паломник дьяк Александр, посетив в XIV веке Влахернскую церковь, видел там икону молящейся за весь мир Пресвятой Богородицы, написанную именно так, как Ее созерцал святой Андрей. (Между прочим, св. Андрей, удостоившийся дивного видения во Влахернском храме, был славянином: в молодые годы он попал в плен и был продан в Константинополе в рабство местному богачу Феогносту).

Нельзя в общем-то сказать, что греки забыли об этом событии, но такого праздника — Покрова Пресвятой Богородицы — Греческая Церковь не знает. Зато в России это один из самых любимых Богородичных праздников. В Русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого празднования в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества … восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». И с тех пор живет Русь под Покровом Пречистой, прибегая к Ее помощи в бедах и скорбях, взывая из глубины души своей: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором!»

Покров

Под чтение пономарей,
Под звонкие напевы клироса
Юродивый узрел Андрей,
Как небо пламенем раскрылося.
А в пламени, как царский хор,
Блистает воинство небесное,
И распростертый омофор
В руках Невесты Неневестныя.
Ударил колокольный звон,
И клиры праздничными гласами, —
Выходит дьякон на амвон
Пред царскими иконостасами.
А дьякон тот — святой Роман,
Что «сладкопевцем» называется, —
Он видит чудо, не обман,
Что златом в небе расстилается.
Андрей бросается вперед
Навстречу воинству победному
И омофору, что дает
Покров богатому и бедному.
И чудом вещим поражен
Народ, и причт, и царь с царицею,
И сонм благочестивых жен
Склонился долу вереницею.
«Даю вам, дети, Свой  покров:
Без пастыря — глухое стадо вы,
Но пастырь здесь — и нет оков,
Как дым исчезнут козни адовы».
Горит звезда святых небес,
Мечи дрожат лучом пылающим, —
И Лик Божественный исчез,
Растаяв в куполе сияющем.
Край неба утром засерел,
Андрей поведал нищей братии,
Что в ночь протекшую он зрел
В святом соборе Халкопратии. 

Мих. Кузмин

Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти, потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.

От всего на свете злого
Лес, и поле, и дома —
Покрывает все Покровом
Богородица Сама.   

И. Рутенин

Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок
Мне мерещится Иисус.

Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие Небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный дух от Бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льется пламя в бездну зренья,
В сердце — радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В Богородицын Покров.

  Сергей  Есенин

Покров Пресвятой Богородицы

Слова, поникшие как травы,
Как будто стали тише. Пусть,
Пусть распрямляет их не слава,
Не торжество, а только грусть.
Из грусти соткан в дни Покрова
Прозрачный воздуха узор,
Как плат, раскинутый над кровом –
Пречистой Девы омофор.
Плеск ткани, словно утешенье,
Как еле слышимый ответ,
И вторит каждому движенью
Сквозь ткань прошедший – ранний свет,
Свет, что становится основой
Все возрастающего дня...
И снова вспыхивает слово,
Как от случайного огня...  

Людмила Колодяжная

Времени линии-швы расходятся...
Вечности клином-заплатой
скрепим ли дни? – Распростертым Платом –
из ладонных глубин – Богородицы...
Тканью израненною, без веса –
шелком прощающим крыл распахнутых...
Нам не важно – дождя ль завесой,
серебристой дорожкой праха ль
снежного... Нам не важно,
чем укроет творящих молитву,
нас – Богородица – саваном влажным
пролетающих слез пролитых...

Людмила Колодяжная

   Покров Пресвятой Богородицы

В святом Царь-граде творит патриарх
Во храме Влахернском моленье;
С ним молится вместе Лев, мудрый монарх,
Прося от врагов избавленья.
Пред ликом Пречистой там к полу приник
Главою Андрей юродивый,
И с ним Епифаний, его ученик,
В молитве стоит молчаливо.
Вдруг храм озарился небесным огнем,
В нем велие чудо свершилось:
Среди херувимов в величье святом
Пречистая Матерь явилась.
Молящихся в храме усердно людей
Покрыла Она омофором...
«Ты видишь ли, видишь ли?»  — вскрикнул Андрей
С блистающим радостью взором.
И молвил ему Епифаний в ответ:
«Да, отче: Пречистая Дева
Покровом Своим нас спасает от бед,
От вражьего страшного гнева!»
И, бросивши лагерь свой, злой сарацин
Бежал из-под стен Царя-града —
Набегу неверных свирепых дружин
Предстала незримо преграда...
Издревле Христов непреложный закон
Принявши из рук Византии,
И мы с незапамятных древних времен
Все молимся Деве Марии.

Н. Кельш

...В час последний в тьме кромешной
Над Своей землею грешной
Ты расстелешь плат:
Надо всеми, кто ошую,
Кто во славе одесную,
Агнцу предстоят,
Чтоб не сгинул ни единый
Ком пронзенной духом глины,
Без изъятья, — навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Безвозвратного Суда. 

М. Волошин. Из стих. «Хвала Богоматери», 1919

На Руси храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы появились еще в XII веке: в Новгороде был построен Покровский монастырь; в Москве по приказу царя Иоанна Грозного был воздвигнут собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (более известный как храм Василия Блаженного). Да и вообще сегодня трудно, пожалуй, найти в России город, в котором не было бы храма, посвященного этому событию...

Из множества храмов, посвященных Покрову Пресвятой Богородицы, вспомним только об одном: в двух километрах от г. Боголюбова, близ слияния Нерли с Клязьмой, находится церковь Покрова на Нерли. Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического, чем этот. Удивительно гармоничный  белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют «поэмой, запечатленной в камне».

Предание гласит, что князь А. Боголюбский построил эту церковь после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от нее, уединенно стоящей на берегу Нерли. Построена она вдалеке от Боголюбова, на приречном лугу. Сравнивают эту церковь по лаконичности и совершенству форм с древнегреческими храмами – настолько она гармонична.    

Построена церковь была в 1165 г. Исторические источники связывают ее постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 г. Именно в этом походе и погиб молодой князь Изяслав, и в память о сыне А. Боголюбский заложил Покровский храм. А белый камень для его постройки доставили в качестве контрибуции побежденные волжские булгары.

Посвятил князь Андрей храм относительно тогда еще новому на Руси празднику – Покрова Пресвятой Богородицы. Он сам указал и место для постройки – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму. А чтобы весеннее половодье ежегодно не заливало постройку, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня. Кстати, заботами и чаяниями именно А. Боголюбского и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова. Произошло это около 1164 года.

Конструктивно церковь Покрова очень проста – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый четырехстолпный храм. Но строители сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, как бы невесомый и парящий над землей, устремленный к небу, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. Тяжелый белый камень кажется просто невесомым. Стены его украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне; по сторонам от него – голуби и фигуры львов, а ниже – женские маски. Такие же маски с заплетенными в косы волосами помещаются и на боковых частях фасада, храм как бы опоясывается ими. Маски эти символизируют Богородицу. Внутреннее пространство храма подчинено той же идее – стремлению ввысь. К сожалению, древняя роспись, покрывающая стены храма изнутри, сильно пострадала за 7 веков, а в 1877 г. во время очередного неудачного «обновления» церкви была окончательно уничтожена. Но, несмотря на все утраты, храм Покрова сохранил в веках главное, к чему стремились создавшие его безвестные зодчие – гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем христианства.

Церковь Покрова на Нерли

I

Нет, не с тем, чтоб прославить Россию, —
Размышленья в тиши любя,
Грозный князь, унизивший Киев,
Здесь воздвиг ее для себя.
И во снах беспокойных видел
То пожары вдоль всей земли,
То, как детство, — сию обитель
При впаденье в Клязьму Нерли.
Он — кто власти над Русью добился,
Кто внушал всем боярам страх —
Здесь с дружиной смиренно молился
О своих кровавых грехах.
Только враг многолик и завистлив.
Пусть он часто ходит в друзьях.
Очень хитрые тайные мысли
Князь читал в боярских глазах...
И, измучась душою грубой
От улыбок, что лгут всегда,
Покидал он свой Боголюбов
И скакал на коне сюда:
Здесь он черпал покой и холод.
Только мало осталось дней...
И под лестницей был заколот
Во дворце своем князь Андрей.
От раздоров земля стонала:
Человеку — волк человек,
Ну, а церковь — она стояла,
Отражаясь в воде двух рек.
А потом, забыв помолиться
И не в силах унять свой страх,
Через узкие окна-бойницы
В стан татарский стрелял монах.
И творили суд и расправу,
И терпели стыд и беду.
Здесь ордынец хлестал красавиц
На пути в Золотую Орду.
Каменистыми шли тропами
Мимо церкви к чужим краям
Ноги белые, что ступали
В теремах своих по коврам.
И ходили и сердцем меркли,
Распростившись с родной землей,
И крестились на эту церковь,
На прощальный ее покой.
В том покое была та малость,
Что и надо в дорогу брать:
Все же Родина здесь осталась,
Все же есть о чем тосковать.
Эта церковь светила светом
Всех окрестных равнин и сел...
Что за дело, что церковь эту
Некий князь для себя  возвел!

II

По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты...
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени — белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал — и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали...
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.

     Наум Коржавин. 1954 г

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Мы уже говорили, что Греческая Церковь этого праздника не знает. Почему же так любим этот день на Руси, почему так глубоко вошел он в русские души и сердца? Ответ на этот вопрос даето. Сергий Булгаков: «Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, до скончания века. И не только над присутствующими тогда … простерся Ее Покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий Покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божия Матерь посредствует между землей и Небом. Она есть Ходатаица мира, возносящего молитвы к престолу Славы Божией». И еще одну важную ипостась праздника подчеркивает о. Сергий: Богоматерь радеет не только за отдельные сердца, но и за общее, народное сердце, за его выбор, за его верность Свету, высокому духу, Господу...