Православные праздники   в русской и советской поэзии
   

Преображение Господне.

Великий двунадесятый праздник Преображения Господня отмечается 19 августа. Он был введен в церковный календарь около IV в. и связан с событием из земной жизни Иисуса Христа, о котором рассказывают Евангелия от Матфея, Марка и Луки: когда земной путь Спасителя стал приближаться к концу, а Его служение — к 4-й Пасхе, Пасхе страданий, Христос, желая оградить учеников Своих от опасности уныния, явил им чудо Преображения.

Взяв с Собой на гору трех избранных учеников — Петра, Иоанна и Иакова — Спаситель преобразился пред ними: «просияло лицо Его как солнце; одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф., 17,2).

На день Преображения Господня

Преобразился днесь Ты на горе, Христе,
И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на Кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты — сияние Отца.      

Святитель Филарет, митр. Московский

До сих пор на горе Фавор живет память о посещении ее Спасителем; ежегодно в день Преображения над вершиною горы появляется в определенный час небольшое светлое облако, как и тогда, 2000 лет назад...

Что же означает этот рассказ о Преображении Господнем в земном служении Иисуса Христа? Протоиерей А. Шмеман говорит об этом так: «Христос исцеляет, помогает, всем отдает Себя. И все же не понимают, не слышат, не верят люди. Он мог бы явить Свою Божественную силу и славу и заставить их поверить в Себя. Но Он хочет от них только свободной веры, свободной любви, свободного приятия. Он знает, что в час последней Его жертвы, последней самоотдачи все в страхе оставят, бросят Его. Но чтобы потом, позднее, когда уже все совершится, осталось в мире свидетельство о том, куда Он зовет людей, что предлагает Он нам как дар, как жизнь, как полноту смысла и радости, Он тайно от мира и от людей явил троим из учеников Своих ту славу, тот свет, то торжество, к которому вечно призван человек. Божественный свет, пронизывающий весь мир. Божественный свет, преображающий человека. Божественный свет — в котором все приобретает свой последний и вечный смысл. «Хорошо нам здесь быть!» - воскликнул апостол Петр, увидев этот свет и эту славу. И с тех времен христианство, Церковь, вера суть постоянное , радостное повторение этого «хорошо нам здесь быть!». А также — мольба о присносущнем свете, жажда просветления и преображения».

Преображенье Господне

Был день, каких было и раньше немало:
Багровое солнце все так же вставало,
Щипали траву добродушные овцы,
Ругались торговки, спешили торговцы.
Всемирно ревнуя о вере и Боге,
Твердили раввины закон в синагоге.
Но что-то случиться должно будет вскоре —
Готовилось чудо на древнем Фаворе.
На древнем Фаворе, крутом и зеленом,
Дремали апостолы, сном отягчены;
Но вдруг пробудились: Учитель пред ними
В одеждах, что солнечный свет вмиг затмили.
Сияло лицо Его; рядом, к тому же,
Стояли еще два божественных мужа.
С восторгом апостолы мыслили: «Равви,
Впервые явился Ты в силе и славе,
Ты с нами ходил в одеянье убогом,
Но только теперь Ты представился Богом».  

Юрий и Вера Артемьевы

Преображенье

Дым облака, сошедшего с вершины,
Туманом разметался по ущелью.
И Он, Себя назвавший Божьим Сыном,
Сказал ученикам: «Здесь – мы у цели».
Сон оковал троим уста и вежды,
Сквозь дымку сна прожгло их, просияло
Его Лицо, как солнце, и одежды,
И пепельный хитон, и покрывало.
Был этот свет, как дальний зов влекущий
Сквозь мелкий дождь, что над землей рассеян...
И Петр сказал: «Я сделаю три кущи –
Тебе, Илье, пророку Моисею».

Был тихий Глас, как дальний свет зовущий,
Плач, сквозь лучи, в ночи троих встревожил...
И Петр сказал: «Я сделаю три кущи –
Пророкам и Тебе, как Сыну Божью».

Был этот день для дней грядущих знаком
Судьбы посмертной и посмертной славы...
К утру росою увлажнились травы...
Но шли за Ним – Петр, Иоанн, Иаков.

Людмила Колодяжная

Преображенья ширилась прохлада
Над куполом, над каждою главой,
К той, первозданной восходя – из Сада
С невянущею, девственной листвой.
Слова перекликались в точной рифме,
Звук в небесах подобие искал,
И каждый лист, как ангел, в светлом нимбе
В лучах рассветных ожил и восстал.
И тень крыла, летучая, резная,
Как штрих небес проникла меж страниц,
Как будто говоря: «Душа земная,
Когда-нибудь и ты – преобразись!»   

Людмила Колодяжная

       Преображение
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.

И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Доброзрачный урожай.

А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды, —
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в Свои сады.

И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.    

С. Есенин, 1917 г.

  Преображение

Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца...
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) —
Беспокойное желанье
Вместе с Богом — в вышине.  

А. Блок, 1901 г.

Для наших предков праздник Преображения Господня начинался с посещения церковной службы, на которой освящались плоды садов и огородов. На Руси из всего множества созревающих к середине августа фруктов и овощей неизменно выделялись яблоки — самая распространенная садовая культура. Употреблять их в пищу до Преображения считалось грехом. Кстати, обычай этот — освещать плоды нового урожая, особенно яблоки — сохранился до наших дней. Приносились в старину в храмы в этот день для освящения и колосья и семена нового урожая злаков — над ними священники читали особую молитву и кропили их святой водой. Долгое время в русских селах и деревнях существовал и такой обычай: к празднику Преображения распахивали землю под озимые культуры. Крестьяне приглашали священника, который, приходя с иконами, окроплял святой водой землю, а лучший земледелец деревни бросал на освященные места хлебные зерна. Это знаменовало начало засева озимых.

Неизменно верны были русские крестьяне и такому обычаю предков: наделять нищих, убогих и больных всем, чем можно, из собственного урожая. Если кто-то в селе не следовал этой доброй традиции, его осуждали, говоря: «А не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им из своего богатства и мало добра, не призрел своим добром хворого!»

         Творящая тишина
  (На праздник Преображения)

Бесшумно проносятся птицы,
Бесшумно плывут облака,
Бесшумно листок шевелится
Под легкой рукой ветерка.
Бесшумно струится  паденье
Лучей с голубой высоты,
Бесшумно идет превращенье
На флоксах бутонов в цветы.
Развилины яблонь ветвистых
Тяжелые яблоки гнут,
И медленный сок сахаристый
Ствола материнского пьют.
Весь сад плодоносит и дышит,
В нем мир и покой без конца...
И в солнечном этом затишье —
Творящая сила Отца!..                      

А. Солодовников