Православные праздники   в русской и советской поэзии
   

Рождество Пресвятой Богородицы.

Непереходящий праздник Рождества Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября и считается первым в цикле великих двунадесятых праздников, начальным для всех новозаветных торжеств — ведь на земле родилась Та, через Которую придет в мир Спаситель Христос. Православной Церковью поэтому этот день отмечается как день всемирной радости.

Родителями Пресвятой Богородицы были благочестивые Иоаким, происходивший из царского рода, и Анна, из рода первосвященников. По особому обетованию Божию, уже в преклонные годы, они родили Дочь, имя Которой — Мария — было предуказано ангелом, возвестившим им и о самом Ее рождении.

Во времена Иоакима и Анны тяжким грехом считалось бесплодие. Но супруги не отчаивались и не роптали, а молили Бога о милости, зная, что Господь, испытывая праведников скорбями, дает им затем больше, нежели они дерзали просить. На закате жизни у Иоакима и Анны родилась Дочь. С самого младенчества родители старались окружить Марию всем, что говорило бы Ее детской душе о Боге, чтобы ничто грязное или скверное не коснулось слуха и глаз Ребенка. На 8-й день от рождения Ей дали имя — «Мария», что значит «госпожа, возвышенная». Ее первыми словами стали имя Божие и молитва, в Ее чистой душе росла и крепла любовь к Господу. Все Свои мысли, чувства и помышления, всю Свою любовь, все Свои силы и надежды отдала Матерь Божия Своему Возлюбленному Сыну.

В Евангелии очень мало говорится о Пресвятой Богородице; Она Вся как бы «растворилась» в любви и служении Сыну. Но то, что сказано, — так важно и весомо! Свое первое чудо Господь совершил именно по просьбе Девы Марии: претворил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, хотя изначально и сказал: «еще не пришел час Мой» (Ин.,2,4). Но все же исполнил просьбу Матери. И именно к нам, сегодня живущим, обращены слова Пресвятой Богородицы: «Что скажет Он вам, то делайте». (Ин.,2,6).              

И не случайно в конце каждой службы Православная Церковь призывает молитвенную помощь святых родителей Девы Марии — Иоакима и Анны. Благодаря их, Церковь напоминает нам, что эти праведники — лучший и поучительный пример терпения, надежды и любви для каждого христианина. И в то же время, призывает нас, родителей, задуматься: кому мы посвящаем своих детей, кому отдаем их души — Богу, свету или тьме? Чему учим их своими поступками и делами, какой подаем им пример?.. Именно этому учит нас праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Об этом событии ничего не сказано в Святом Писании. Неизвестно также и точное время установления этого праздника. Упоминания о нем есть у святителя Иоанна Златоуста, святителей Прокла, Епифания и у блаженного Августина. В V в. о празднике говорит служебник Геласия. А песнопения, поющиеся в этот день в храмах и поныне, начали составлять еще с VI в. святые Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит. Преподобный Андрей, архиепископ Критский, в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» писал так: «Настоящий праздник есть для нас начало всех праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, именующий началом Рождество Богородицы, а концом — соединение Слова с плотью; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое».

А святой Иоанн Дамаскин говорит, что «день Рождества Пресвятой Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость».

Празднуется это событие Церковью 5 дней: день (20 сентября) —  предпразднество и 4 дня — собственно  празднества.

Рождество Богородицы

Средь гор, в глубокой котловине,
Храня преданья древних лет,
Еще красуется доныне
Священный город Назарет.

В трудах, молитве непрестанной
Здесь доживал свой тихий век
Благочестивый человек —
Иоаким с женою Анной.

Уже давно в их волосах
Сребрятся старости седины,
Давно потух огонь в очах,
Чело прорезали морщины.

Слабеют силы, но опоры —
Увы, — для старцев честных нет,
И, может быть, придется скоро
Бездетным им покинуть свет.

И не увидит поколенье
Их дней пришествия Христа,
Когда свершится искупленье,—
Пророков светлая мечта.

И сердце старцев постоянно
Болело тайною тоской,
И слезы горькие порой
Лила тоскующая Анна.

Но вот настали дни иные
Для бедных старцев — наконец
Над ними сжалился Творец, —
У них родилась Дочь — Мария.

Младенца чудного рожденье
Казалось старцам сладким сном,
Как будто райское виденье
Их осенило мирный дом.

Казалось, ангелы витали
Средь этой мирной тишины
И сердцу тайно навевали
Святые, радостные сны.

Их жизнь была, как путь без цели,
Пуста, уныла и темна:
У этой детской колыбели
Вдруг изменилася она.

Забыты горе и печали,
Забыты скорби прежних дней, —
Чредою быстрою бежали
Теперь их дни, зари ясней. 

 

 

 

Рождество Богородицы

Анна плакала в пустыне:
«Ах, не знать мне благостыни!
Люди, звери, мошка, птица, —
Все вокруг нас веселится...
Мне же, бедной, никогда
Не свивать себе гнезда!..

О, неплодная утроба!
Кто проводит к двери гроба?
Мы, как грешники в притворе:
Скрыт упрек во всяком взоре.
Всякий чище, всяк святей
Той, что ходит без детей».

Иоаким вдали тоскует,
Ангел с неба возвествует:
«Божий раб! Тоска напрасна.
Глаз Господень ежечасно
Скорби праведников зрит
И награду им дарит.

Браки людям не запретны,
Не тужи, что вы бездетны,
А иди к своим воротам,—
Анна ждет за поворотом.
Ты жену свою прими,
Сердце грустью не томи».

Где наш путь? Куда, откуда?
Все мы ждем святого чуда.
Кто покорен, кто смиренен,
Тот в пути лишь будет верен.
Претерпевший до конца
Удостоится венца.

Молвит, плача, мать седая:
«Богу верила всегда я.
Он, слезу мою отерший,
Он, покров Свой распростерший,
Не покинет Он меня,
Сладкой вестью возманя!»

Дни и ночи ближе, ближе,
Анна молвит: «О, внемли же,
Милосерд к Своим созданьям,
Не томи нас ожиданьем!..»
И в назначенную ночь
Родила Марию-Дочь.

О, Мария, Дева девам,
Ты внемли моим напевам!
Спаса мира Ты носила,
Пусть и мне подастся сила
Песни свято донести
И себя Тобой спасти!..  

Мих. Кузмин

Рождество Богородицы

Лазурью гремит сентября торжество.
В церквах повторяют тропарь и осанну –
Хор славит чету – Иоакима и Анну,
И Дочери их, Мариам, Рождество.
В далеких веках вопрошал иудей:
«Что может быть доброго из Назарета?» –
Жизнь Божья свершается в срок, по Завету,
И судьбы сбываются силой идей.
Бессчетны те слезы, что Анной пролиты,
Бездетной женой из Давидова рода...
Но если безсильна земная природа,
Воздействует Слово и чудо молитвы –
Фаворским лучом в растворенную дверь
Врывается свет... Глас, певучий, как лира,
Ей шепчет: «Родишь ты пречистую Дщерь,
Ту Деву, что дарит Спасение миру» ...

Лазурью звенит сентября торжество.
Возносится в храме тропарь и осанна,
Мир славит чету – Иоакима и Анну,
И Дочери их, Мариам, Рождество.  

Людмила Колодяжная

Рождество Пресвятой Богородицы

Бледнеет ночь греховная; редеет беспросветная,
Глубокая, бездонная веков минувших мгла,
Всю землю обложившая, с тех пор, как Солнце райское
Прощальный луч свой бросило над грешною землей,
Оставив след зари златой — надежды искупления,
Мелькнувший и погаснувший в томительную ночь...
Лишь звезды полуночные дрожащий луч пророчества
Бросали в бездны темные, да бледный свет луны
Холодной правды отблеском сквозь облако Синайское
Сердца жестоковыйные, не грея, освещал.
И тени, тени черные от всех предметов падали,
Как пятна преступления, свидетели греха!
Небесное проклятие давило воздух тяжестью,
Как облако свинцовое, чреватое грозой.
И чаша гнева Божия, казалось, переполнилась,
И пробил час возмездия над грешною землей!
Но благ Господь! Проходит ночь, редеет тьма греховная,
Уходит туча черная, а там, где край небес, —
Зажглась полоска чудная камнями разноцветными,
Как будто крылья ангела, летящего вдали.
Струи златого воздуха, багрянцем опыленные,
Лазурью окаймленные, венчанные звездой, —
Раскинулись, раздвинулись, горят надеждой новою,
Блестят, переливаются и дышат и растут.
О, это Ты, Заря надежд, Мария, Дева чистая,
Предвестница Златого Дня, Избранница небес!
В струях земного воздуха, в стремленье к небу чудному
От света невечернего рождается Заря,
Так Ты, о, Дева чистая, молитвою рожденная,
Земная и небесная, зарею светишь нам!
И, воспевая таинство Рожденья благодатного
Пречистой Богородицы, поем мы гимн Зари,
Блеснувший человечеству за ночью беспросветною,
Как крылья благовестника о наступленье дня.
В лучах зари рождается светило неба чудное,
И Матерью становится для Солнца — солнца Дочь;
Так, славя рождество Твое, Мария, Дочь небесная.
Мы все полны надеждою на Сына Твоего,
На Солнце лучезарное, на Свет невечернеющий,
На Истину державную и вечную Любовь! 

Священник  И. С.