Православные праздники   в русской и советской поэзии
   

Успение Пресвятой Богородицы.

 Великий двунадесятый праздник Успение Пресвятой Богородицы христианский мир отмечает повсеместно с IV в.; празднование 28 августа было установлено при императоре Маврикии с 582 года.

Вспоминая Успение Пресвятой Богородицы, Церковь учит нас, что смерть — не уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения — к вечному бессмертию.

В своей книге «Заступница усердная» иеромонах Филадельф, используя различные источники (творения Отцов Церкви, святителей и святых проповедников), рассказывает о последних днях и часах земной жизни Матери Божией: «Пречистая Богородица усердно молилась Своему Божественному Сыну. Однажды предстал перед Ней Архангел Гавриил и принес Богоматери от Господа радостную весть о скором Ее преставлении. В знамение вознесения в Царство Небесное Архангел подал Пресвятой Деве райскую ветвь финикового дерева, сияющую светом небесной благодати. Ветвь эту должны были нести перед погребальным одром Богоматери. Все, собравшиеся к Пречистой Деве, слыша о приближающейся Ее кончине, плакали, молили милосердную Владычицу не оставлять их в сиротстве.

«Не плачьте, —  говорила им Богоматерь, — но радуйтесь об исходе Моем. Теперь, когда Я предстану к Божию Престолу и буду лицом к лицу видеть Моего Бога и Сына, Мне удобнее будет молиться за всех и умилостивлять Его благостыню. Я не оставлю вас в сиротстве, не только вас, но и весь мир. Я буду посещать и охранять вас и помогать бедствующим.

О Пречистом теле Своем Она завещала, чтобы его положили в селении Гефсиманском, у горы Елеонской, где были похоронены родители Ее и Иосиф Обручник... Настал 28-й день месяца августа, третий час дня (по-нашему девятый), в который должно было совершиться преставление Пресвятой Богородицы. Зажгли множество свечей. Апостолы творили славословие. Пренепорочная лежала на украшенном одре. Внезапно Свет Божественной и неисповедимой Славы воссиял в храме, и померкли в нем огни свечей. Дивно разверзнулись стены. С неба спускалась Слава Господня. И вот Сам Царь Славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами и с праведными душами святых праотцов и пророков приблизился к Своей Пречистой Матери. Она же, видя схождение Сына, с радостью воззвала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». И приподнялась Богоматерь со одра и поклонилась Господу Своему. Он же смотрел на Нее взором любви и благоволения и говорил Ей: «Прииди, ближняя Моя; прииди, Голубица Моя, вступи в хранилище вечной жизни».

Поклонясь Ему, Мария сказала: «Благословенно имя Славы Твоей, Господь Бог Мой, благоволивый избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы послужить таинству Твоему.... Ты знаешь, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне Сокровище. Теперь приими в мире дух Мой и огради Меня от области тьмы, чтобы не испытать Мне сатанинского нападения».

Господь же, утешая Ее, уговаривал не бояться сатанинской силы, которая уже попрана ногами Ее, и с любовью призывал перейти от земли на небо. Она радостно отвечала: «Готово сердце Мое, Боже, готово». И вновь произнесла слова, сказанные при Благовещении: «Да будет Мне по глаголу Твоему». И предала пречистую душу в руки Сына без всякого страдания, как бы уснув тихим безмятежным сном».

Апостолы понесли тело Пресвятой Богородицы к месту погребения, наполняя шествие пением священных гимнов, положили Пречистое тело в пещеру, закрыв вход в нее большим камнем, и не отходили от места погребения 3 дня. На третий день апостол Фома, не присутствовавший при кончине Матери Божией, пришел поклониться гробу Ее и со слезами упал перед пещерой, скорбя о том, что не смог попрощаться с Пречистой. Проникнувшись жалостью к нему, апостолы решили открыть пещеру, чтобы Фома  смог проститься с Пресвятой Девой. Но каково же было их потрясение, когда они увидели, что тела Матери Божией в гробнице нет; остались лишь Ее ризы, источавшие чудное благоухание... Это событие явилось утешением всем верующим, убедив их в том, что Богоматерь «умерла, но восстала, подобно Сыну Своему, для вечной жизни». В тот же вечер апостолы увидели сияющее явление Богородицы в окружении ангельских сил... Это и стало причиной празднества и дало ему название Успение Пресвятой Богородицы.

Праздник Успения — последний двунадесятый в череде церковных праздников перед Новолетием. Перед ним соблюдается  2-недельный пост — Успенский. Православная Церковь призывает нас радоваться дивной кончине Богородицы, объясняя, что Пресвятая Дева «как бы сном на малое время смертию уснула, вскоре от нея, яко от сна, воспрянула и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу».

Успенский пост

Запрет глухой наложен
На речь пустую. Сомкнуты уста.
Успенский пост – томительней и строже
Холодных дней Великого поста.
В небытие летят сухие листья.
Иссякла лета Божья благодать.
Нам эти дни даны, чтоб вспоминать
О днях земных, о бытии Пречистой.
На золотом убранстве первый иней
Прохладным утром, как узор, дрожит...
Как велико смиренье – пережить
На двадцать лет единственного Сына.
Избыть страданье до конца, без меры,
С молчаньем, как защитой, на устах,
Заполнив жизнь единственною верой –
О встрече с Сыном там, на небесах...

Людмила Колодяжная

Песнопения на праздник Успения составлены святыми Космою Святоградцем, Феофаном Никейским, Иоанном Дамаскиным и др. Святой И. Дамаскин все чудесные события, сопровождавшие Успение Пресвятой Богородицы, Ее воскресение и вознесение на Небо, возводит к древнейшему преданию Иерусалимской Церкви. В слове на этот праздник он упоминает, что император Маркиан и императрица Пульхерия просили Иерусалимского епископа Ювеналия и отцов IV Халкидонского Вселенского Собора сообщить им сведения относительно честного Успения Приснодевы.

... и первый прилив вдохновенья
оставит в душе холодок,
на глади тетради, к Успенью,
начертано несколько строк,
тех строк, что узорней каркаса,
тех строк, что твердишь наизусть,
в те дни, когда золота Спаса
рождает не радость, а грусть,
в те дни, когда справа и слева –
лишь ангелов голоса,
поскольку Пречистая Дева
восходит на Небеса... 

Людмила Колодяжная

Успенье

Богродицыно Успенье
Нам нетленье открыло встарь.
Возликуйте во песнопеньи,
Заводите красно тропарь!
Во саду Богоматерь дремлет,
Словно спит Она и не спит,
В тонком сне Она пенью внемлет, —
Божий вестник пред Ней стоит.
Тот же ангел благовествует,
Но посуплен и смутен он,
Ветвью темною указует,
Что приходит последний сон.
Наклонилась раба Господня:
«Вот, готова Я умереть,
Но позволь Мне, Господь, сегодня
Всех апостолов вновь узреть».
Во свечах, во святых тимьянах
Богородицы чтут конец.
Лишь замедлил во Индинианах
Во далеких Фома близнец.
Он спешит из-за рек глубоких,
Из-за сизых высоких гор,
Но апостолов одиноких
Неутешный обрел собор.
Говорит Фома милым братьям:
«Неужели я хуже всех?
Богородицыным объятьям
За какой непричастен грех?
Жажду, братия, поклониться,
Лобызать тот святой порог,
Где Небесная спит Царица
На распутии всех дорог».
Клонит голову он тоскливо,
Греет камни пожаром уст...
Гроб открыли... Святое диво!
Гроб Марии обрящен пуст...
Где Пречистой лежало тело,
Рвался роз заревых поток.
Что ручьем парчовым блестело?
То Владычицы поясок.
О, цветы! О, ручьи! О, люди!
О, небес голубая сень!
О златом, о нетленном чуде
Говорится в Успеньев день.
Ты и Дева, и Мать святая,
Ты и родина в пору гроз:
Встанет, скорбная, расцветая
Буйным проливнем новых роз! 

Мих. Кузмин

Успение Богородицы

Утром летним, дождливым, ранним-то,
Видишь, ангелы делом заняты —
Ризу влажную ткут — дождевицу,
Богородице — плащаницу.
Чтоб нетленное Тело тканию
Утром летним окутать ранним.
В каждой капле заплачет колокол.
За апостолом послано облако,
Чтоб успел каждый брат речистый
К дню Успенья успеть, к Пречистой...
Делом заняты ангелы важным —
Дождевицу ткут Деве — влажную,
Утром летним, дождливым, ранним,
Чтоб открылось Фомы опозданьем
И ему, и апостолам-братьям,
Что нетленное Тело взято
В третий день по Ее кончине
В небеса, одесную Сына...
Видишь, утром дождливым, ранним-то
Плащаницу ткет Деве ангел-то...  

Людмила Колодяжная

Успение

Что в душе отозвалось,
Промелькнуло, как лента?
Легок облачный парус,
Невесома легенда.
Из дождинок цепочка,
Как пропетое слово.
К тени вечера прочно
Остов тучи прикован.
Как к протяжной руладе
Мчится птичее пенье,
Август тянет к прохладе,
Август тонет в Успенье.
Слово дальнее слаще,
Чудо давнее просто –
С облаками спешащий,
Опоздавший Апостол.
Чудо – ласточка веры.
Слезы первые смою,
Застывая пред Девой
Рядом с бедным Фомою.
Легок для Вознесенья
Свежий воздух осенний.
Вместо тела Пречистой –
Поясок золотистый...    

Людмила Колодяжная