Православные праздники   в русской и советской поэзии
   

Введение во храм Пресвятой Богородицы

На время Рождественского поста —  4 декабря — приходится великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В основу его легло следующее событие: родители Девы Марии Иоаким и Анна, давши Господу обет, если пошлет Он им дитя, посвятить ребёнка Богу, отдали Марию по исполнении Ей 3-х лет для служения Богу, до совершеннолетия, исполнив тем самым данное обещание.

Введение во храм

Бог наставляет на путях
Земных, запутанных, убогих,
И Богом данное Дитя
Посвящено должно быть – Богу.
Закон, что с древности храним,
Не выполнить – путь святотатства...
И ждали Анна, Иоаким,
Когда придет пора – расстаться
С Марией, что в просторный храм
Войдет... И выйдет голубицей,
Той Девою, Которой дан
Путь – Вести вняв, смириться
Рабою Божией. Уму –
Откроется чудесно-рано,
Что в храм вошла Она к Тому,
Кому Сама же – станет Храмом...

Людмила Колодяжная

В книге «Заступница усердная» иеромонаха Филадельфа читаем: «Ее облачили в лучшие одежды, снарядили своих близких и родственников вместе с детьми, и шествие двинулось в храм. В руках спутников будущей Богоматери горели свечи... Навстречу пришедшим вышли с пением из храма первосвященник и священники. Сияя от счастья, праведная Анна поставила Малютку на первую ступень крыльца храма. И совершилось великое знамение: никем не поддерживаемая Малютка легко и прямо взошла на вершину крыльца. Все были изумлены. Первосвященник  (по преданию, праведный Захария) — силою вдохновения — повел за собою Марию в сокровенную глубину храма, во святая Святых. Туда не позволяли входить не только никому из женщин, но не ступали туда и священники — лишь первосвященник однажды в год входил туда, неся с собой жертвенную кровь. Это необыкновенное событие поразило не только людей, но и ангелов, которым еще не было открыто предназначение Марии. Святая Святых стало местом постоянных молитв Марии. Там уже не было ковчега Ветхого Завета — Сама Святая Дева явилась новым «одушевленным Божиим кивотом».

В память этого события Церковь и установила праздник Введения — в конце IV века. Со слов блаженного Иеронима (в изложении святителя Димитрия) известно, как проходил в храме день Пресвятой Девы. С раннего утра Она молилась до третьего часу (т. е. до 9-ти утра), затем 6 часов проводила за рукоделием или чтением Священного Писания. Обычно Она пряла шерсть или вышивала шелковые священнические облачения. Затем с 9-го часа (т. е. с 3-х часов дня) опять начинала молиться — до тех пор, пока Ангел, служивший Ей, не приносил Ей пищу. Так жила Мария во храме до 14 лет...

  К празднику Введения

Дева дивится, как деревце,
веским небесным дарам.
Вводится царственно Девица
в Ерусалимский храм.

Вслед по ступеням зыблется
свет от высоких лампад.
Деве сквозь время видится
вечности детский взгляд.

Вводится Дева по лестнице —
лествице без перил...
Вестник видится Вестнице —
будущий Гавриил.

По горней дороге вводится,
в горницу, в крылья дверей...
Будущую Богородицу
славит седой иерей.

Дева ведется вдоль линии
вечно горящих свечей.
Свет внутри будущей Скинии
светится — все горячей...   

Мих. Кузмин

                    Введение

Вводится Девица в храм по ступеням,
Сверстницы-девушки идут за Ней.
Зыблется воск от лампадных огней.
Вводится Девица в храм по ступеням.
В митре рогатой седой иерей
Деву встречает, подняв свои руки,
Бренный свидетель нетленной поруки,
В митре рогатой седой иерей.
Лестницу поступью легкой проходит
Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша,
Лестницу поступью легкой проходит.
Старец, послушный совету небес,
Вводит Ее во святилище храма.
Он не боится упреков и срама,
Старец, послушный совету небес.
Белой голубкою скрылась внутри,
Плотно закрылась святая завеса.
Чуждая злым искушениям беса,
белой голубкою скрылась внутри.
Что вы, подружки, глядите вослед?
Та, что исчезла, белей голубицы,
Снова придет к нам в одежде Царицы,
Что вы, подружки, глядите вослед?    

Мих. Кузмин

В этот день в храмах поются стихиры, составленные в XI в. Григорием Никомидийским, прославляющие Марию — Матерь Богочеловека.

Отмечается Введение 6 дней: с 3 (предпразднество) по 8 (отдание праздника) декабря.

О высоком смысле и значимости этого дня писал о. Александр Шмеман: «Привести в храм — это значит жизнь ввести в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта … Веками люди верили, что только в храме, за тяжелыми стенами может человек соприкоснуться с Богом. Но священник взял Марию и ввел Ее в самое священное место, и мы сейчас поем: «Пречистый Храм Спасов вводится в храм Господень»... Смысл всех этих событий прост: отныне храмом становится человек, отныне и веками, и не алтари, а человек — его душа, его тело и вся его жизнь — вот священный и божественный центр мира, вот его Святая Святых. Один храм — живой и человеческий — входит в другой, каменный, материальный, и изнутри завершает его смысл и назначение... С тех пор, как вошла Дева Мария в Святая Святых, сама жизнь стала храмом. И когда мы празднуем праздник Введения во Храм. Мы празднуем этот божественный смысл человека, высоту и свет его призвания».