Святые праотцы Адам и Ева

"Адам и Ева. Жизнь в раю" смотреть...

         Адам – первый человек, созданный Богом «из праха земного» (Быт 2. 7), поэтому он назван «перстным» (1 Кор 15. 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2. 7). Адам был  сотворен Богом как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт 1. 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен был также быть подобным Богу (Быт 1. 26).
      О создании же жены Адама Евы книга Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23).
         Книга Бытия подчеркивает, что создание жены не независимо от мужа, а из его природы.  Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены – это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин., 4. 16).
         Адам является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт., 1. 28). В соответствии со своим высоким предназначением именно первый человек Адам дает имена животным (Быт., 2. 19-20), он призван, по повелению Божию, «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт., 2. 15).
      Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф., 5. 48).
          Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян., 17. 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян., 17. 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт., 2. 17).
          Но Адам и Ева не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола, и совершили первый грех, захотев без Бога стать, как боги (Быт., 3. 1-6). В результате грехопадения человеческая природа претерпела существенные изменения, хотя они и не носили онтологического характера. Грех стал паразитировать на ней, одновременно препятствуя действию на нее Божественной благодати. Первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. Последствия их греха сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу, и на окружающем мире, в котором, как гласит библейское повествование, стали произрастать «терния и волчцы» (Быт., 3. 18).
       Первые люди Адам и Ева являются родоначальниками всего человечества, поэтому их и называют праотцами. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В книге Бытия  сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, там же сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью.
          О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт., 5. 1;1 Пар., 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк., 3. 23-38).
         Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (17. 26). Адам имел потомство, которое продолжало множиться: «Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт., 5. 3-5).
      Следует сказать и вот еще о чем. Апостол называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор., 15. 47), но и «образом будущего» (Рим., 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор., 15. 47). «Второй» же Человек - это Иисус Христос; одновременно Он - и «последний Адам» (1 Кор., 15. 47,45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор., 15. 48) – природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор., 48-49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф., 4. 22, 24).
      О двух Адамах вслед за апостолом Павлом учит святой Ириней Лионский, отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили (Бога) неисполнением Его заповеди» и «примирились (с Ним) во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»». В Искуплении, по мысли того же святого отца, Христос «возглавил все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе».
     Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании Православной Церкви. Святой Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» (Творения св. Григория Нисского. М., 1861. Ч. 1. С. 143).