Святые благоверные великий князь Ярослав Мудрый,
его супруга княгиня Ирина (Анна) Новгородская
и их сын Владимир Новгородский

"Житие свв. вл. кн. Ярослава Мудрого и Ирины" слушать...
"Иллюстрированная история Российского государства.
Ярослав Мудрый"
смотреть...

     Ярослав (Георгий, Юрий) Мудрый (родился около 980 г.) – великий князь Киевский (1019); сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде (в Крещении – Ирине).
     Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 г. после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 г. отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 г. Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план.
     По версии событий, нашедшей отражение в "Повести временных лет", киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 г. в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев.
     Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 г. он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.
     После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 г. победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 г. по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав - восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав становится "самовластцем" на Руси...
     После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава уже в наше время показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь сильно хромал и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи.
     В 1036-37 гг. по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм Святой Софии, а также основаны монастыри святых Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра Православного мира.
     Завершение строительства совпало с созданием "Слова о Законе и Благодати", которое было произнесено 25 марта 1038 г. Тогда же была написана первая русская летопись - так называемый «Древнейший свод».
     В "Повести временных лет" содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского законодательного акта – "Русской Правды".
     В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич (1043 г.) предпринял последний крупный поход Руси на Византию, закончившийся, однако, неудачей. Около 1050 г. в Киеве был поставлен первый митрополит из русских - Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы.
     Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы: считается, что он скончался 20 февраля 1054 г., однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.
      Прозвище "Мудрый" закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине XIX в.
     Супруга князя, святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Шетконунга (994-1022), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
      В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого. В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога).
     Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутились наемная норвежская стража и попросила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. А когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский и предложил решить спор поединком, мудрая Ирина, поняв, что хромой Ярослав не выстоит против сильного и ловкого Мстислава, пошла на хитрость, желая помочь мужу: вышла на поединок вместо супруга, зная, что Мстислав не станет бороться с женщиной. Так и получилось: пораженный смелостью Ирины, князь Тмутараканский отказался от боя и предложил мирное решение проблемы. 
     Большое влияние оказала Ирина и на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда  –  Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол, и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини.
     Вообще время княжения Ярослава Мудрого и Ирины было периодом высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» — земное отражение Небесного Иерусалима (Откр., 2.10). Центром Киева стал храм Софии Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы.
      В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, привезла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) — как благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Духовное значение этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия нерушимая стено!» Эта икона получила впоследствии имя «Смоленской».
      В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий.
     Великому князю Ярославу часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.
      Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский, в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру — крестителю Руси – про княгиню Ирину: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!».
      Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великие князья Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).
     Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Все дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской.
     Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 г. она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 г. и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына — Новгородского князя Владимира.
     Скажем немного и о нем, так как он тоже был канонизирован РПЦ еще в XV в. как святой великий благоверный князь.
     Старший (если не считать некоего Ильи, о котором нам практически ничего не известно) сын князя Ярослава Владимировича Мудрого и княгини Ирины.
     Родился в 1020 г. В 1036 г. (по другой версии, в 1034-м) отец сажает его на княжение в Новгород. В этом городе Владимир будет княжить до конца своей жизни. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята.
     Вскоре Владимир женится; имя его супруги — Александра — известно только из позднейших и не слишком надежных новгородских источников. В 1038 г. у восемнадцатилетнего князя родился первенец, сын Ростислав (в крещении Михаил) (дата рождения приведена в "Истории Российской" В. Н. Татищева).
     В 1042 г. Владимир во главе новгородского войска совершил поход на финское племя ямь (хяме, или, по-другому, тавастов). Русские войска одержали победу, однако в целом поход нельзя назвать успешным. "Пошел Владимир, сын Ярослава, на ямь, — рассказывает автор "Повести временных лет", — и победил их; и пали кони у воинов Владимировых, так что с еще дышащих коней сдирали кожу — таков был мор в конях".
      В следующем, 1043 г., Владимир, по повелению отца, совершил свой наиболее известный поход — на Царьград (Константинополь). Причины русско-византийской войны остаются не выясненными, а ход ее восстанавливается по показаниям как русских летописей, так и иностранных источников — греческих (Михаил Пселл, Иоанн Скилица, Михаил Атталиат) и восточных (Ибн ал-Асир, Бар-Гебрей и др.).
     В конце апреля — начале мая 1043 г. многотысячное русское войско на ладьях двинулось к столице Византийской империи. Во главе его стоял Владимир; "воеводство" же Ярослав поручил Вышате; кроме того, в числе воевод упоминается Иван Творимирич. В состав войска входили также скандинавские наемники. В устье Дуная флотилия остановилась. По свидетельству новгородско-софийских летописей, между наемниками-скандинавами и киевским войском возникли разногласия относительно дальнейшего продолжения войны: «киевляне» (Русь) предлагали остановиться, а "варяги" (скандинавы) требовали немедленно идти к Царьграду. Возможно, здесь, на Дунае, русские вступили в переговоры с правящим императором Константином IX Мономахом. Но, так или иначе, Владимир принял решение продолжать поход.
     Только в июле русские ладьи подступили к Константинополю. Однако в первом же морском сражении у мыса Фарос русские потерпели поражение от византийского флота, причем решающую роль сыграл т. н. "жидкий огонь" — смертоносное оружие греков на основе нефти и других компонентов. Начавшаяся буря довершила разгром русского флота. "И бысть буря велика, и разбило корабли Руси, и княжеский корабль разбило ветром, — свидетельствует летописец. — И взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярославов; прочие же воины Владимировы выброшены были на берег, числом 6 тысяч…"
     После этого поражения войску предстояло разделиться. Вместе с оказавшимися на берегу фактически безоружными воинами на Русь согласился отправиться воевода Вышата. Князь же Владимир остался с дружиной на ладьях. Между тем греки отправили часть своих кораблей в погоню за русскими ладьями. Во втором морском сражении (уже в Черном море) русские нанесли грекам чувствительное поражение; были захвачены четыре вражеские триеры, а все находившиеся в них воины перебиты.
     Судьба же шести тысяч пеших воинов оказалась трагической: все они попали в плен к грекам, большая часть была перебита, а остальные приведены в Константинополь и ослеплены (согласно другим источникам, им отрубили правые руки). И лишь три года спустя, по заключении мира, несчастные были отпущены домой.
     Так, неудачей закончился последний поход Руси на Царьград. Более о войнах Владимира Ярославича источники не сообщают.
     В 1044 г. Владимир закладывает первый деревянный новгородский кремль, а в следующем, 1045 г., по его повелению в Новгороде заложен каменный Софийский собор. Строительство было завершено в 1050 г., и, несомненно, возведение новгородского храма стало главным делом жизни новгородского князя.
     Князь Владимир Ярославич скончался 4 октября 1052 г., в воскресенье, в Новгороде, в возрасте тридцати двух лет. "…и положен был в Святой Софии, которую сам создал", — сообщают летописи.
     После князя Владимира остался сын Ростислав. Согласно родословию князей, включенному в Воскресенскую летопись (XVI в.), Владимир имел еще одного сына — Ярополка, однако его имя в других источниках не упоминается.
     Известно, что Владимир был книжным человеком. В списках XV—XVI вв. сохранилась Книга пророчеств, переписанная для него новгородским священником Упырем Лихим в 1047 г.
     По преданию, широко известному в Новгороде в XIX в., князь Владимир Ярославич был причтен к лику святых еще в древности, причем мощи его были открыты спустя сто с лишним лет после его кончины. Официально же местное празднование благоверному князю Владимиру Ярославичу и его матери княгине Анне было установлено в 1439 г. после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию. При этом мощи князя были переложены в новую гробницу, установленную в Корсунской паперти Софийского собора. В первой трети XVII в. мощи переложили в каменную гробницу, а в 1654 г., при новгородском митрополите Макарии, перенесли на новое место, где они покоятся и поныне, — в восточной арке Мартириевской паперти: "и над ними устроиша комары каменные, сии речь своды".