Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын, князь-мученик Владимир

     Святой благоверный князь Георгий родился 27 ноября 1186 г. (по некоторым источникам 1189 г.) и был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. (Князь Всеволод-Большое гнездо (1154-1212 гг.) был, в свою очередь, вторым сыном князя Юрия Долгорукого и младшим братом князя Андрея Боголюбского. Во Святом Крещении великий князь Всеволод был наречен Димитрием. Прозвище Большое Гнездо утвердилось за ним потому, что он имел большую семью. Сыновей: Константина, Георгия, Бориса, Ярослава, Владимира, Святослава, Иоанна, Василия и четверых дочерей. После смерти старшего брата Андрея Боголюбского князь Всеволод стал править Владимиром. Следуя традициям своего старшего брата, который сделал Владимир политическим и духовным центром Руси, великий князь Всеволод приумножил величие и расцвет Владимиро-Суздальского княжества).
     Матерью же святого князя Георгия была дочь чешского князя Щварнова – Мария. Она была женщиной богобоязненной, воспитывающей своих детей в вере Православной и прививающей им всякую добродетель. Тяжко заболев и пролежав в немощи 7 лет, великая княгиня Мария, по согласию своего мужа, великого князя Всеволода, 2 марта 1206 г. приняла постриг в основанном ею Успенском монастыре с именем Марфа. Пробыв в обители 17 дней, она мирно отошла ко Господу 19 марта 1206 г.
     Князь Георгий с юных лет отличался горячей любовью к Богу и делами благочестия, стараясь выполнять заповеди Господни и храня в сердце своем страх Божий. Еще в ранней юности он содействовал благоустроению владимирской Рождественской обители, благотворил ей, приходил в эту обитель «ко всякому церковному пению — к тому, что произносится, и чтениям из Священного Писания усердно внимал и слышимые книжные слова полагал себе на сердце, и размышлял часто в уме своем о том, что христианам должно в Царство Небесное войти многими напастями».
     Одновременно, с малолетства же, приучая Георгия к суровой воинской науке, отец брал его с собою в военные походы 1208-1209 гг. А в 1210 г. Георгий Всеволодович уже сам возглавил войско.
     В 1211 г. князь Всеволод женил Георгия на Агафье Всеволодовне, дочери Киевского князя Всеволода Святославовича Чермнаго. В то же время по распоряжению отца князь Георгий был назначен Ростовским князем, но старший брат его Константин, живя и владея до того времени великим Ростовским княжением, не пожелал отдать Георгию Ростова, желая оставить за собою и великокняжеский Владимирский престол и Ростовское княжество. Вследствие чего великий князь Всеволод лишил своего старшего сына Константина  Владимирского престола и объявил Георгия великим князем Владимирским.
     В апреле 1212 г. после смерти отца 24-летний Георгий принял на себя бремя верховной власти. Практически сразу же началась открытая вражда князя Константина против брата Георгия. Споры между братьями вылились в кровопролитную битву на реке Липеце. Потерпев поражение, князь Георгий отошел во Владимир. Брат Константин со своим войском осадил город. Тогда, сдавшись на милость победителя, Георгий, по слову Константина, удалился с семьей в почетную ссылку в Городец, в страну Волжскую.
     В 1217 г. братья все же примирились, и князь Георгий получил в удел г. Суздаль. Чувствуя свою близкую кончину, князь Константин назначил Георгия своим преемником. После смерти старшего брата в 1218 г. князь Георгий окончательно унаследовал Владимирский престол. Оказывая отеческую заботу вдове и сыновьям Константина, князь Георгий отдал в княжения Васильку Ростов, а Всеволоду – Ярославль.
     Став великим князем, Георгий Всеволодович с полным усердием стал заниматься религиозным просвещением и утверждением христианской веры не только у своего народа, но и в иноверных соседних народах. Весной 1220 г. объединенное князем Георгием войско русских князей осуществило поход на Волжскую Булгарию, которая постоянно стремилась к захвату территорий по Волге и Оке. В итоге болгары были усмирены, и был заключен мирный договор. В целях защиты границы на востоке от посягательств татар в 1221 г. был основан новый город-крепость Нижний Новгород, на берегу Волги, где прежде был Болгарский городок. Здесь в Нижнем Новгороде построен был князем Георгием каменный храм в честь Христа Спасителя и устроен общежительный монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Стараниями и попечительством великого князя был также построен каменный храм Спасителя в Суздале, где пол храма был устлан красным мрамором, присланным в дар болгарами, которые почитали Георгия за его благочестие и доблесть. Не забывал Георгий украшать Божьими храмами и стольный град Владимир. Во Владимирском Рождественском Монастыре поставлен им был каменный храм в честь Богородицы.
     В 1225 г., находясь в 140 верстах от Костромы, на Волге в память о явлении иконы святого Георгия, князь основал г. Юрьевец Подольский. Занимаясь в полном усердии устройством Русской земли, посылал он своё войско в помощь Новгородцам против ливонских немцев. В 1228 г. наказал войною дикую Мордву, которая посягала на территорию русских земель. В 1230 г. по повелению великого князя Георгия цельбоносные мощи святого страстотерпца Авраамия вынесены были из Болгарской страны (в которой еще господствовало язычество) во Владимир. Великий князь со святителем Митрофаном, со  всем священным собором и со знатными вельможами, со умилением вышли навстречу и, взяв мощи святого на свои плечи, вместе со святителем Митрофаном отнесли их в собор и положили в серебряную раку. Таким образом, князь отдал священную почесть святому мученику перенесением мощей его во Владимир.
     Посланные из Рима посланники не смогли отвратить князя от святой веры Православной. Георгий отвечал: «Лучше умереть мне, чем отказаться от веры православной». Посрамив суемудренных учителей и оградив от ересей Церковь, отпустил он послов ни с чем. А в следующем 1231 г. перенесены были в новый Ростовский собор мощи святителя Леонтия.
     Зимою 1236 г. великий князь Георгий, согласно Летописи, «ожени сына своя Володимера и Мстислава». Имя супруги князя Владимира неизвестно.
      А вскоре постигло Русь страшное бедствие: в 1236 г. монголо-татары разгромили болгар и, предав всё огню и мечу, двинулись на Русь. В те времена  междоусобные ссоры и борьба за княжьи престолы достигли крайнего развития, каждый князь думал только о себе, о своей выгоде. В 1237 г. монголо-татары опустошительной войной шли на Русь. Великий князь Георгий послал своего сына Всеволода к Коломне, но Рязань была уже опустошена, а затем и Всеволод был разбит наголову и с малой дружиной бежал во Владимир. Татары двинулись к Москве. Молодой князь Владимир вместе с Филиппом Нянькой принял участие в обороне Москвы от войск Чингизидов. Но все усилия оказались тщетны... Согласно историку Татищеву, Владимир Георгиевич во время битвы, раненый, попал в плен к хану Батыю, который, разорив Москву, направился на Владимир.
     Узнав об этом, Георгий, оставив сыновей защищать стольный город Владимир, отправился к соседним князьям собирать войска для защиты русских земель. 2 февраля 1238 г. татары подошли к г. Владимиру.
     - В городе ли великий князь? - спросили послы Батыя у Золотых ворот. В ответ со стен города пустили стрелы.
     - Не стреляйте! - кричали татары и показывали пленного князя Владимира.
     - Узнаёте ли вы своего князя? - надсмехались татары. Молодой князь Владимир был бледен и истомлён страданиями. Летопись повествует об этом так: «князь бел ... уныл лицем», но не терял мужества.  
     Выставив вперёд пленного князя, татары предложили сдать город в обмен на князя. Молодой князь, собравшись с силами, закричал владимировцам, чтобы они не делали этого. Всеволод и Мстислав, видя своего брата в таком положении, горько заплакали. Обратясь лицом к своим дружинам, они сказали: «Лучше нам, братья, умереть за свою Святую веру, чем быть в их неволе. Всё это навёл на нас Бог за грехи наши. Омоем кровию, братья, грехи наши...». 6 февраля владимирцы увидели, что неприятель ставит вокруг стен города стенобитные орудия. Вечером татары стали окружать город валом и тыном. Князья Всеволод и Мстислав, мать их великая княгиня Агафия с дочерьми и невестками, многие знатные вельможи собрались в собор Успения Пресвятой Богородицы и приняли от епископа Митрофана пострижение в иночество. Все они принесли исповедь и покаяние в грехах своих, причастились Святых Христовых Таин и приготовились к смерти.
     А 7 февраля, в мясопустное воскресенье, город был взят приступом и опустошён татарами. Святитель Митрофан, супруга великого князя Георгия Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина погибли – сгорели заживо в соборе. Сыновья Всеволод и Мстислав были убиты в сражении. Большая часть горожан были убиты, немногие взяты в плен. Князь Владимир зверски замучен татаро-монголами прямо у Золотых ворот... Предположительно в память о месте гибели молодого князя Владимира на левом (западном) косяке арочного проема Золотых ворот уставом была сделана памятная надпись «Гюргич».
     (Забегая вперед, скажем, что княгиня Агафия Всеволодовна и ее сын князь Владимир были прославлены РПЦ в 1982 г. День их памяти – в Соборе Владимирских святых 23 июня/6 июля).
     Узнав о взятии и опустошении Владимира и Суздали, о горькой участи своего семейства, князь Георгий тяжко скорбел. Под тяжестью потери он возложил всё упование на Господа, всецело предаваясь Его Святой воле. Удаляясь в Ярославль, дорогою взял с собою ростовских князей с их дружинами. Весть об огромном числе неприятеля заставила князя решиться идти в глухие места на реку Сити, туда, где вокруг – одни болота. Туда же были приглашены и ополчения князей Переяславльского Ярослава и Юрьевского Святослава. Батый же, взяв Владимир, отправил войска к Ярославлю, чтобы догнать великого князя. Георгий решился сберегать слабые силы свои до лучшего времени. Великий князь отправил Дорожа Дорофея Семеновича с тремя тысячами воинов «пытать» татар, - разведать, где появятся они, чтобы вовремя или идти далее на север в Новгородские владения или приготовиться к битве. Но, в то время, как Георгий ждал татар от Ярославля, от которого они гнались за ним, полководец Батыя Бурундай пошел из Владимира. Опустошительной лавиной двигались татары, истребляя на своем пути города и веси. Пал Переяславль, истребительная волна двигалась к Бежецкому Верху. Тут-то Дорож неожиданно и наткнулся на татар. Жаркая схватка Дорожа с татарами оставила по себе память в имени села Могилец.
     Дорож поспешил к Георгию, чтобы предупредить того о близости татар, которые обошли с другой стороны. С одной стороны шёл Бурундай, с другой стороны от Ярославля двигался Батый. Великий князь велел полководцам с дружинами готовиться к встрече с неприятелем. На поле брани с Георгием были его племянники – князья ростовские с их дружинами и брат Святослав, но не было с ним брата Ярослава с переяславцами. Войска Георгия ещё не вполне были готовы к бою, как уже явились свирепые враги. Полки сошлись, и началась кровопролитная битва. Перед неприятелем многочисленным и остервенелым русские дружины при всём мужестве не устояли... Князь Георгий был убит, и с ним пало великое множество воинов дружины его. Это произошло 4 марта 1238 г.
     А через некоторое время после битвы ростовский епископ Кирилл возвращался с Белозерской стороны, куда ранее благоразумно удалился он от татар. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенёс в Ростов. Через некоторое время была найдена и честная глава Георгия, которая была приложена к телу. Тогда при великом плаче всего народа было совершено надгробное служение, после чего тело было погребено в соборном храме. (Князь Георгий, любя святую веру, горячо любил и православную Русскую землю, за что еще при жизни был почтен от благодарных современников титулом «отца и государя»). Как отмечал современник, «не бе слышати пенья в плачи, и велици вопли, плака бо ся весь град Володимерь по нем».
     А год спустя, в 1239 г., тело святого Георгия было торжественно перенесено из Ростова во Владимир братом его Ярославом и положено в Успенской соборной церкви «по обещанию, в честь и славу великому князю Георгию мученику, владимирскому чудотворцу». Тогда же и произошло первое чудо от святых мощей: глава князя как бы «прильнула» к святому телу так, что и следа не было от сечения на шее его. Правая рука поднята была, как бы у живого.
     В «Книге Степенной царского родословия» об этом написано так: «Святая глава его (князя) тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны... Еще же и рука его десная выспрь бяше воздеяна видети, еюже, яко жив, показуя подвиг своего совершение». (Достоверность этого сообщения подтвердило и вскрытие мощей князя Георгия, которое состоялось в февраля 1919 г. Очевидец вскрытия мощей сообщил: «У великого князя Георгия, убитого в бою с татарами, ... в котором ему была прочь отсечена голова, последняя оказалась приросшей к телу, но так, что можно было заметить, что она раньше была отсечена, так что и шейные позвонки были смещены и срослись неправильно»).
     А в 1645 г., спустя 400 лет, тело святого князя было обретено нетленным. В том же году состоялось церковное прославление великого князя. Мощи святого Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим патриархом Иосифом. Множество исцелений получили страждущие у раки с мощами святого.
     Современная летопись так говорит о свойствах великого князя Георгия: «Он был украшен добрыми качествами, старался выполнять заповеди Божии и хранил страх Божий в сердце своем. Георгий всегда помнил слова Господа: «О сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою».
     Даже врага своего отпускал князь от себя с дарами. Был весьма милостив и не берёг имения своего, раздавая щедро милостыню бедным и украшая храмы Божии иконами и книгами. Почитал чин иноков и священников и подавал им нужное. Приносил молитвы Господу днем и ночью, подавая пример подданным в вере и благочестии».
     В наше время мощи святого благоверного князя Георгия находятся в городе Владимире в Успенском соборе.
     Частицею своих мощей святой благоверный великий князь Георгий почивает в храме своего имени в г. Сумы на Украине.