Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские

"Житие свв. Иоанна и Марии Устюжских" слушать...

    Много веков назад произошло это... Буга, или Багу, язычник, по происхождению – татарин, был баскаком, посланным ханом Батыем на Русь, в Великий Устюг для сбора податей в ханскую казну. Сребролюбивый и дерзкий, он притеснял местных жителей поборами и тиранил их.
    Но однажды он увидел дочь одного почтенного гражданина, Марию, пленился ее красотой и насильно взял себе в наложницы, не смотря ни на ее слезы, ни на просьбы и дары родителей. Устюжане, терпеливо переносившие прежние его грабительства, не смогли снести этого. Народ заволновался и стал говорить, что надо убить баскака, пошли разговоры, что в Ростове, Суздале и Владимире – это было в 1262 г. –  уже убивают неверных и что будто бы сам великий князь Александр желает того и велел изгонять и избивать их... Чтобы избежать предстоявшей опасности, Буга, по совету Марии, решился принять Святое Крещение и вступить с ней в христианский брак, чем успокоил народ. В крещении Буга назван был Иоанном, в честь святого мученика Иоанна Воина.
    Конечно, изначально не превосходство Христианства перед язычеством, а один только страх смерти побудил баскака принять Святое Крещение. Но воспитанная в христианском благочестии добрая жена его своими советами и убеждениями и особенно примером своей высоконравственной жизни очень скоро тронула его сердце и заставила полюбить принятую им русскую веру. С умилением слушал новообращенный рассказы любимой им женщины и чем более знакомился с догматами и требованиями Православия, тем более прилеплялся к нему сердцем. Скоро он, с помощью Божией, сделался примерным христианином, приобрел любовь и уважение граждан.
    Однажды Иоанн поехал на соколиную охоту. Утомившись от езды, он спешился, прилег отдохнуть, и скоро уснул. Во сне явился ему дивный величественный муж и сказал: «На этом месте поставь церковь в мое имя». Иоанн не знал, кто говорит с ним, но спросить не решался, оробев. Заметив это, незнакомец сам сказал ему: «Поставь церковь Рождества Иоанна Предтечи». Поспешно возвратившись домой, Иоанн рассказал жене о бывшем ему сновидении и спросил: «Кто такой Иоанн Предтеча?» Мария объяснила ему, показав изображение святого на иконе, и советовала поспешить с исполнением того, что ему было приказано в сновидении. Вскоре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, отчего и самая гора, вместо Сокольей, стала называться Ивановской. Благочестивые супруги богато украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения.
    В Устюге в то время подвизался преподобный Киприан, начальник и основатель Устюжского Архангельского монастыря. С любовью и уважением относился Иоанн к преподобному Киприану, удивлялся его великим трудам и терпению, приходил в умиление и восторг от рассказов о его подвигах, так как не слыхал ничего подобного на своей родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету другой избранник Божий – преподобный Прокопий, рожденный и воспитанный хотя и в Христианстве, но вне Православия, и, подобно Буге, принявший святую веру уже в совершенных летах, много времени проходивший в Устюге подвиг самопроизвольного юродства ради Христа. Он нередко заходил в дом Иоанна и Марии, и, оставляя на время юродство, любил с ними беседовать от всего сердца, укрепляя их в благочестии и утешаясь их верой и смирением.
     Благочестивые супруги Иоанн и Мария, проводя воздержную и чистую жизнь, с каждым годом восходя от силы в силу в жизни духовной, снискали всеобщую любовь и уважение горожан и оставили после себя добрую память, еще при жизни получив от современников название праведных.
    Скончались они мирно, уже в старости, как и изображаются на иконах, и были погребены при городской Вознесенской церкви. Впоследствии, при построении новой церкви, место погребения их вошло внутрь здания храма, над гробницей устроена была рака, и им отправлялось празднование по особо составленной службе.
    После многократных перестроек Вознесенской церкви единственным памятником места погребения супругов служил их образ, стоявший под окном, на внешней стороне стены, в нише.
    В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются «начальниками древнего Устюга».