Святые ветхозаветный патриарх Исаак
и его жена Ревекка

"Закон Божий. Женитьба Исаака" смотреть...

      Исаак (смех) (Быт. XXI, 1-7) — дитя обетования, сын ветхозаветного пророка Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй – 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее сыном из дома Авраама (Быт. XXI, 9-13).
     Апостол Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих христиан миром (Гал. IV, 29). Кроме сего, Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исааке наречется Аврааму семя (Быт. XXI, 12, Евр. XI, 18), т. е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира.
      При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его Авраам получил повеление от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт. XXII, 1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр. XI, 17-19). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности.
      На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт. ХХIII, 1-2).
     Авраам был праведный человек, и Господь дал ему многие годы жизни. Когда же Авраам состарился, он призвал старшего из слуг и поручил найти жену для единственного своего сына Исаака. Авраам сказал слуге:
     — Поклянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не станешь искать для моего сына жену из жительниц страны Хананейской. Но отправляйся в Месопотамию, откуда я родом, и там найди жену Исааку.
      Слуга спросил:
      — Может быть, женщина не захочет идти в эту землю! Не взять ли мне с собой Исаака, чтобы он поселился в Месопотамии?
     Авраам ответил:
      — Господь говорил мне и клялся мне, что здешняя земля будет отдана моим потомкам, и через них Он благословит все народы земли. Если же не найдешь жену для Исаака, — ты свободен от клятвы, которую дал мне. Но сына моего не возвращай в те земли.
      Слуга взял десять верблюдов, нагрузил их различными сокровищами, чтобы одарить будущую невесту Исаака, и отправился в путь, и через некоторое время достиг месопотамского города Нахора.
      Он остановился у колодца возле городской окраины в то время, когда женщины приходили туда за водой. Он молился, прося Бога указать невесту для Исаака:
      — Я скажу девушке: "Наклони твой кувшин и дай мне пить". И если она скажет: "Пей, и пусть пьют твои верблюды, пока не напьются",— значит, она назначена Тобой в жены Исааку, и Ты благословляешь весь дом моего господина Авраама.
     Слуга еще не окончил говорить, когда к источнику пришла девушка по имени Ревекка. Она была очень красива. Ревекка спустилась к колодцу, наполнила кувшин водой и стала подниматься наверх, и слуга сказал:
     — Дай мне испить немного воды из твоего кувшина.
     — Пей, господин мой,— ответила Ревекка и напоила его, а потом сказала:
     — Я начерпаю воды и для твоих верблюдов.
      И она вылила из кувшина в желоб, из которого поили животных, и принялась еще носить им воду, и начерпала ее столько, что всем верблюдам хватило напиться.
      Слуга молча смотрел на нее с великим изумлением. А когда верблюды закончили пить, он подарил Ревекке золотую серьгу и запястья, и спросил:
     — Чья ты дочь? Есть ли в доме вашем место для ночлега?
      — Я из дома Нахора,— сказала девушка,— у нас много места для ночлега и много корма для верблюдов.
      Нахор был брат Авраама, и слуга прославил Бога, Который привел его в дом сродника Авраамова.
      Ревекка рассказала в доме о госте, и Лаван, брат Ревекки, пришел к источнику и позвал слугу в дом. Ему предложили угощение, но слуга отказался и рассказал о том, что привело его в Месопотамию.
      — Скажите мне: намерены ли вы оказать милость моему господину?— спросил слуга, закончив рассказ.
      Вафуил, отец Ревекки, и Лаван отвечали:
      — От Господа пришло это дело, и мы не можем сказать тебе вопреки.
     Слуга вновь благословил Бога, поклонился Ему до земли и подарил Ревекке многие драгоценные вещи и красивую одежду.
     Утром он стал собираться в путь. Брат и мать Ревекки просили слугу остаться в их доме хотя бы дней десять, чтобы и девушка побыла еще с ними. Слуга отвечал, что ему надо спешить с радостной вестью к своему господину. Тогда родные спросили Ревекку:
      — Пойдешь ли ты с этим человеком?
      — Пойду,— сказала Ревекка, и они пустились в путь.
     Лаван благословляет сестру, говоря:
      - Сестра наша, да родятся от тебя тысячи тысяч!" (24, 60),
      Начинался вечер, когда путники достигли Ханаанской земли. Исаак в это время вышел в поля, чтобы подумать в тишине. Вдруг он увидел верблюдов, а Ревекка, сидя верхом на верблюде, увидела Исаака. Она спросила слугу:
      — Кто этот человек?
      — Это мой господин,— отвечал слуга.
     Тогда Ревекка покрыла голову — как уже замужняя женщина. А в скором времени она стала женой 40-летнего Исаака. Ревекка напоминала его покойную мать Сарру, и Исаак очень полюбил ее.
     20 лет Ревекка была неплодна, но затем, после усиленных молитв Исаака, родила ему двух близнецов – Иакова и Исава.
      К великому её удивлению, "сыновья в утробе стали биться" (согласно древней еврейской легенде, будущий праведник Иаков приходил в движение, когда Ревекка проходила мимо святых мест, а нечестивый Исав радовался, почувствовав близость идольских капищ).
      Впоследствии Ревекка, полюбившая Иакова за кротость, научила его хитростью возвратить утраченное первородство, а потом, опасаясь мести Исава, уговорила мужа отправить Иакова к своим родным в Харран. (В позднейших представлениях Ревекка выступает защитницей своих потомков перед небесным престолом, как некогда она защитила Иакова от Исава).
     Вскоре в стране наступил голод, и Исаак отправился в филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он допустил ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт. XXVI, 1-10). Несмотря на это, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из-за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его, и где посетил его Авимелех, царь герарский, и заключил с ним дружеский союз (XXVI, 23-31).
      Во время последовавшей затем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наученный своей матерью, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт. ХХVII, 28,29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак, тем не менее, произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания. После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем, чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь незадолго до смерти своего отца; и как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца Авраама (Быт. XXV, 9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпел (Быт. XXXV, 29).
     О времени смерти святой Ревекки ничего не сказано, но сообщается, что она похоронена рядом с Исааком в склепе Пещеры Махпела.