Святые преподобные Васса и Иона Псково-Печерские

"Житие свв. Ионны и Вассы Псково-Печерских" слушать...

     К нашим следующим героям, как нельзя лучше, подходят евангельские слова о том, что муж и жена – «едина плоть». Жизненный путь преподобной Вассы тесно связан с подвигом преподобного Ионы, основателя и строителя Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, до пострига — священника Иоанна, ее супруга. Все те лишения и страдания, которые имел батюшка на своем тернистом пути, были и ее муками.
      Краткие сведения о святой Вассе и ее супруге сообщает «Повесть о Псково-Печерском монастыре».
     Преподобные Васса и Иона (в миру Мария и Иоанн) жили в XV в.; муж Марии, отец Иоанн, происходил «из Московския земли», за что псковичи прозвали его Шерстником, то есть пришельцем.
     Матушка Мария была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Но выше этого у нее была любовь ко Господу. Она, в любой опасности безстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая, и страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: “Да будет украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный человек”. Вся ее жизнь принадлежала мужу, служителю Престола Господня.
     По промыслу Божию, отец Иоанн вместе с матушкой и детьми во второй половине XV столетия прибыли в ливонский город Юрьев (Тарту).
     “Видя преславное житие, — поется в акафисте Псково-Печерским Преподобным, — и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая...” (икос 5).
     Действительно, злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что семья священника Иоанна вынуждена ыла в 1470 - 1471 гг.  бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор и с ним еще 72 человека, вскоре приняли мученическую смерть – 8 января 1472 г. католики бросили их под лед реки Омовжи (современное название – Эмайыга). (Отец Исидор позже был канонизирован РПЦ в лике священномучеников).
     Летописец свидетельствует, что, прибыв в Псков, отец Иоанн с женой и двумя детьми взялся за новое делание. Прослышав об открытии неподалеку от ливонской границы, около ручья Каменца, “Богом зданной пещеры”, священник  посмотрел на нее как на возможное место своих будущих покаянных монашеских трудов и отправился туда. Семейство поселилось в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки.
      Отец Иоанн вставал рано утром, еще затемно, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой “Богом зданной пещеры” копал церковь.
     Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но нет сомнений, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей и ведение хозяйства, матушка Васса насадила в  душах своих чад семена Истины и добра, и, проводя в страхе Божием житие свое, так же воспитывала и детей, готовясь дать за них отчет Богу.
      Через несколько времени матушка Мария заболевает и принимает монашеский постриг с именем Вассы (в некоторых редакциях «Повести…» - Василиссы), (скудные строки повести рассказывают о том, что “по мало же времени разболеся жена его (о. Иоанна), и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася”).
     Матушка Васса была, по Летописи, первым лицом в истории Псково-Печерского монастыря, принявшим в нем монашеский образ. Над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре при самом начале его основания. Когда инокиня Васса скончалась, то могила была для нее приготовлена в «Богом зданной пещере». Хотя изначально ее супруг пытался похоронить Вассу в выкопанной собственноручно могиле. “...Иоанн же ископа землю в той “Богом зданной пещере”, со отцем ея духовным отпеша надгробная, положиша ю в ней. В нощи же той изставлена бысть из земли некою невидимою силою”, - говорится в Повести о житии святых Вассы и Ионы.
      Но наутро гроб с телом святой Вассы оказался на поверхности земли. Это чудо чрезвычайно поразило о. Иоанна и ее духовника, не говоря уже о тех, кто провожал в последний путь монахиню Вассу.
     Летописец говорит: “Иоанн же, помыслив со отцем ея духовным, яко нечто погрешиша в надгробном, и отпевше второе, и разрешательную молитву изглаголавше отцу ея, паки погребоша, и на утрие второе обретеся, обретеся на верху земли. Иоанн же, недоумеваясь о сем, ископа место на левой стороне в пещере, и положиша гроб ея непогребен”. (Повесть, стр. 5).
     (Перевод: “В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. О. Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище”. (Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893, с. 7-8)).
     Так сразу же по преставлении прославил Бог преподобную Вассу, и по прошествии многих лет было явлено вновь великое чудо — во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель, некий рыцарь дерзко намеревался осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он пытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попален изшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пламени, порой благоухающий и источающий дивный аромат и по сию пору.
      О том, что преподобные Васса и Иона почитались в монастыре издавна, свидетельствует упоминание в «Повести…» о состоявшемся 7 марта 1600 г. переложении мощей преподобной Вассы (вместе со старым обветшавшим гробом) в новый гроб наряду с мощами первых псково-печерских иноков – преподобных Марка (конец XIV - начало XV вв.) и Ионы.
     Преподобная матерь Васса, как мы уже говорили, стала первым лицом, принявшим в обители монашеский постриг, и за богоугодную и блаженную свою жизнь она сподобилась небесных чертогов, вкупе со старцем Марком-пустынножителем и со своим супругом, преподобным Ионой.
      Жизнь преподобных супругов Ионы и Вассы — из тех жизней, которые от начала до конца есть прославление имени Божия. Жизнь мира, часто жестокая и кажущаяся безсмысленной — становится мудрой и прекрасной в свете святых — великих носителей Правды Божией на земле. Их жизнь — преодоление зла подвигом любви, явление Неба на земле.

Святые преподобные Иона и Васса почитаются сегодня на Руси покровителями супружества, наравне со святыми Петром и Февронией Муромскими.