Святые преподобные Стефан и Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн

     Семья сербских властителей Бранковичей разделила с православным народом Сербии всю тяжесть турецкого ига.
     Святая Ангелина была дочерью знаменитого Албанского героя Георгия Скандер-бега (1414-1467 гг.). Она вышла замуж за Сербского властителя Стефана, носившего титул деспота, сына князя Георгия Бранковича.
     Святой Стефан, правивший страной в 1458-1459 гг, встал на защиту Сербии в последние годы ее независимого существования. Стефан Бранкович, лишенный зрения султаном Муратом, прожил мученическую жизнь. После окончательного захвата Сербии турками он был вынужден скитаться с семьей на чужбине. Среди лишений и испытаний святые супруги воспитали двух своих сыновей в благочестии и подвиге: святого архиепископа Максима и святого Иоанна – последнего властителя Сербии (с 1493 г.) перед долгим периодом ее порабощения.
      Свой земной путь святой Стефан закончил в 1476 г. в Италии, в возрасте 56-ти лет. Его супруга Ангелина осталась одна с детьми на чужбине, но с кротостью и стойкостью переносила все лишения. В дни радости и в дни невзгод она жила в благочестии, помогала нуждающимся, наставляла детей в вере.
     В 1486 г. преподобная Ангелина перевезла из Италии на родину, в Купиново, тело супруга (святые мощи праведного Стефана были обретены в Фурланском Белграде после знамения в храме, когда над гробницей святого воссиял свет).
     По возвращении семьи на родину в 1486 г. сын святых Стефана и Ангелины — блаженный Георгий – вступил на престол деспота Сербского в Среме (область на северо-востоке современной Югославии). Спустя 9 лет, оставив мирские заботы на попечение младшего брата Иоанна, он принял монашеский постриг с именем Максим. (С 1513 г. до своей кончины в 1516 г. блаженный Максим был митрополитом Белградским и Сремским. Его нетленное и благоухающее тело было обретено в церкви святого Луки в Купиново около 1522 г.).
     Впоследствии святой Максим стал архиепископом Влашским. Его трудами в Среме воздвигнуты монастыри Хопово и Крушедол. В этих трудах ему активно помогала мать.
      После кончины мужа святая Ангелина приняла монашество и была известна своими подвигами и благотворительностью. Особенно известна ее забота о сербских и русских монастырях. Будучи уже не в силах помогать всем обителям, она обратилась с трогательным посланием к московскому великому князю Василию III: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». В мрачное время турецкого владычества эти монастыри были хранителями православной веры.
     Праведный же Иоанн стал последним Сербским деспотом в Среме. Беды и житейские заботы не ослабили в нем любви ко Христу. Преданный своему Отечеству, с горячей молитвой шел он на неверных. Святой Иоанн отошел ко Господу около 1502 г. Нетленные мощи его были обретены в 1505 или 1506 гг. Сербский народ чтит св. Иоанна как своего заступника и скорого помощника православных воинов.
     Вскоре после смерти сына Иоанна преподобная Ангелина раздала имущество нищим и удалилась в Крушедольский монастырь, где подвизался второй ее сын, блаженный Максим. Неподалеку от монастыря она основала женскую обитель (ныне это приходская церковь в честь Сретения Господня). Святая проводила дни в подвигах поста, непрестанной молитвы и труда. Скончалась она около 1520 г., пережив обоих своих сыновей.
     Имена святых — «последних Бранковичей» — в национальном сознании сербов связаны с защитой отечества от иноверных. В годы турецкого владычества сербский народ обращался к ним с молитвами об избавлении от завоевателей. Нетленные мощи святых хранились в семейной гробнице в храме святого Луки в Купиново и прославились многочисленными чудесами. Даже неверные получали исцеление от них и удивлялись величию христианской веры. Но в 1716 г. турки предали огню мощи святых Бранковичей, от которых сохранились лишь частицы.
     Почитание праведного Стефана, блаженного Максима, преподобной Ангелины и праведного Иоанна установлено в России в XVII столетии.
     Можно еще добавить, что вместе со святой Милицей святая Ангелина – самая любимая и почитаемая из всех святых в Сербии. Народ называет ее «майка (матушка) Ангелина».