Святые пророк Захария и праведная Елизавета, родители Пророка и Предтечи Христова Иоанна

     Святые Захария и Елисавета происходили из рода Ааронова. Пророк Захария был сыном Варахии и служил священником в Иерусалимском храме. Святая праведная Елисавета приходилась сестрой матери Пресвятой Богородицы святой Анны.
     А начиналась история этой прославленной супружеской четы почти так же, как и история родителей Пресвятой Богородицы святых Иоакима и Анны, - начиналась она с бездетности, бремя которой в данном случае оказалось еще тяжелее, потому что Захария, в качестве ветхозаветного священника, должен был являть своим прихожанам – набожным гражданам – пример неукоснительного исполнения заповедей Божиих, едва ли не главной из которых считалась обязанность продолжать свой род.
     Любопытно, что Евангелие от Луки начинается рассказом именно об этой паре. С одной стороны, это свидетельствует о том, что Захария и Елизавета являются героями уже новой, то есть новозаветной истории, законом которой стал Дух, а не буква. С другой стороны, рассказ о рождении у них сына (будущего Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) предшествует повествованию о Рождестве Христовом и тем самым как бы подготавливает читателя к восприятию совсем уж необычной (по ветхозаветным-то понятиям!) истории девственного зачатия Марии.
     Первое, что вызывает особое уважение к персонажам этой удивительной истории, - это заведомое благородство Захарии, который, подобно Иоакиму, отцу Богоотроковицы Марии, не пожелал ни оставить своей бесплодной супруги, ни развестись с ней, хотя на то у него были все права. Стало быть, и на этот раз сама по себе супружеская любовь восторжествовала над долгом законности, выявив преимущества собственно романтического чувства над обязанностями "человека и гражданина".
     Само же повествование начинается с рассказа о том, как Захария, совершая очередную службу в храме, зашел в святилище для каждения. Отделенный от молящихся завесой и невидимый для них, он вдруг узрел перед собой ангела Господня – Архангела Гавриила, миссией которого было благовествовать о необычном, таинственном, парадоксальном и, прежде всего, возвещать о тех рождениях, которые, по логике вещей, просто не могли бы состояться. Свою речь к Захарии Гавриил начинает с того же предупредительного "не бойся!", которым всего через несколько месяцев он же начнет свое обращение к Деве Марии. "Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн", - так сказал ангел изумленному священнику.
     Если бы на месте Захарии был простой, не причастный к церковным преданиям и таинствам человек, то его недоверчивость, осторожность, осмотрительность были бы оправданы. Но ведь он был священником, призванным являть особую восприимчивость к самой возможности родить ребенка в преклонном возрасте: в конце концов, Авраам и Сарра были старше Захарии и Елизаветы, но чудо рождения у них Исаака они восприняли с благоговением и благодарностью, не позволив себе даже усомниться в том, что у Бога все возможно!
     В том мире "обыкновенного чуда", каким является вся новозаветная история, скептицизм наказуем. Понес за него наказание и Захария: поставив под сомнение благую весть Архангела Гавриила, он был немедленно поражен немотой. Впрочем, замкнув уста отцу, Бог отверз чрево матери, которая вскоре зачала и в положенный срок родила младенца. Вопреки настояниям родственников, желавших назвать его по имени отца Захарией, Елизавета потребовала дать ему другое имя – Иоанн. То же мнение выразил и сам Захария, который по причине своей немоты написал именно это имя на табличке. И как только его рука запечатлела это, предсказанное ангелом, имя, священник сразу же обрел дар речи и начал вдохновенно пророчествовать об избавлении и спасении верных: было очевидно, что, одарив благодатью его самого, Бог не оставит своим заступничеством весь народ. История, которая началась трагически, обрела счастливый конец...
     Здесь, еще до Христа, мы видим осуществление евангельского закона: "тяготы друг друга носите", - который, по сути, и должен стать "основным законом" семейной жизни. В самом деле: Захария и Елизавета, как это и подобает настоящим супругам, поддерживали друг друга во всех треволнениях жизни. Они действительно составляли единое целое, единое тело, единый организм, обе "части" которого поистине восполняют, дополняют взаимные недостатки: когда сомнение грозит одному из супругов гибелью, то спасением и для него, и для всей пары в целом становится вера другого. И эта "взаимодополнительность" супругов не могла не приносить результатов: когда муж, усомнившись в возможности чуда, утратил дар речи, его жена, наоборот, с благодарностью приняла Божью милость и обрела дар чадородия.
     В итоге нам был явлен пример супружеской взаимопомощи и единомыслия, которое выразилось без слов, одной только интуицией: независимо один от другого муж и жена, пренебрегая пожеланиями родственников, выбирают для новорожденного одно и то же имя. Именно это единомыслие, которое было вдохновлено любовью, согласием и совместным терпением скорбей, возвратило супругам покой и счастье. Супружеская любовь – свидетельствуют нам они – это, помимо прочего, еще и умение общаться без слов: "сердце сердцу весть подает" даже тогда, когда весть эту не выразить словами.
     О дальнейшей судьбе святых Захарии и Елисаветы Евангелия не повествуют. Между тем, эта судьба трагична, как и судьбы многих праведников.
     Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал и о необычном рождении младенца Иоанна и хотел убить и его тоже, опасаясь, что он-то и есть Царь Иудейский.
     Но праведная Елисавета укрылась вместе с сыном в горах. Убийцы преследовали их, и Елисавета, пытаясь скрыться от них, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.
     Захария же в эти бедственные дни исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его новорожденный сын. Святой молчал. Тогда, по повелению Ирода, они убили Захарию, заколов его прямо в храме между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35).
     Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а совсем маленький Иоанн остался сиротой и, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.