Лица российской истории [Текст] : коллекция портретов / [авт. идеи проекта В. Г. Растопчин ; рук. проекта А. А. Севрюгин]. - М. : РОССПЭН, 2009 - .
      Т. 2 : В-Г / [авт. кол.: В. Г. Растопчин, А. А. Соловьева, А. А. Севрюгин]. - 2009. - 388, [3] с. : ил. - Библиогр.: с. 389 и в конце ст. - Список персоналий: с. 361-371. - Список авторов: с. 372-385.
      Т. 3 : Д-И / [авт. кол.: В. Г. Растопчин, А. А. Соловьева, А. А. Севрюгин]. - 2010. - 398, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 394-398 и в конце ст. - Список персоналий: с. 369-375. - Список авторов: с. 376-392.



     Создание портретной галереи наших предков - так можно было бы определить суть предлагаемого издания. Сколько раз, всматриваясь в незнакомое лицо на портрете, мы размышляли, кто этот человек, чем он жил, кого любил? Той информации, которой мы располагали, зачастую бывало явно недостаточно. И наоборот, прочтя в мемуарах о какой-нибудь личности, открыв для себя нового писателя или ученого, мы думали о том, что было бы очень любопытно, а порой просто необходимо знать, как выглядел этот человек, увидеть его лицо, глаза. Перед вами - многотомное издание, своего рода энциклопедия отечественного персонифицированного портрета.
     Не исключено, что знакомство с ней значительно расширит и даже несколько изменит наше представление о многих личностях Российской империи, воскресит из забвения имена многих наших дальних и ближних предков, поведает об искусстве малоизвестных и забытых мастеров.
     Идея данной работы родилась благодаря двум ярким и грандиозным, непревзойденным по своему историческому значению культурным событиям 1905 года. Первое - рожденная гением С. П. Дягилева «Историко-художественная выставка русских портретов, устраиваемая в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот, павших в бою воинов, состоящая под высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством», в организации и составлении которой приняли участие почти все члены объединения «Мир искусства». На ней впервые были показаны широкой публике буквально извлеченные из небытия полотна таких мастеров, как Левицкий, Антропов, Рокотов и др.
     И второе событие - издание историком, великим князем Николаем Михайловичем Романовым пятитомного труда «Русские портреты XVIII и XIX столетий». Это было первое масштабное издание персонифицированных портретов. В нем собран обширнейший биографический материал об исторических лицах, жизнь и деятельность которых пришлись на период с 1762 по 1825 год, проиллюстрированный опубликованными в книге портретами. Оба эти события стали своего рода открытием и положили начало новой эры в понимании и изучении русского портрета.      Прошло почти сто лет. Работы, которые появились за этот период, были, безусловно, интересны, но ограничены достаточно узкой тематикой: портрет в рисунке, портретная живопись передвижников, украинский портрет, скульптурный портрет, ярославские портреты, портрет Петровского времени и т. п. И лишь немногие исследователи ставили на первое место личность портретируемого, но и их в основном интересовали проблемы атрибуции.

     Именно эти обстоятельства и побудили авторов в какой-то степени повторить попытку Николая Михайловича. Из разрозненных, малодоступных, а зачастую и редких библиографических изданий за много лет был собран, обработан, систематизирован и каталогизирован обширнейший материал. В книгу включены наиболее полные сведения о лицах, когда-либо запечатленных средствами изобразительного искусства - живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства и т. п. Была проведена значительная исследовательская работа по установлению и уточнению биографических сведений, родственных связей тех или иных лиц, составлению наиболее полных данных о малоизвестных портретах.
     Авторы не ставили своей целью собрать материал только об известных личностях. В результате в книгу вошли портреты самых разных по социальному положению, профессии и значимости в русской истории и культуре людей: царей, великих князей, государственных и военных деятелей, дворян, художников, артистов, музыкантов, ученых, помещиков, купцов, мещан и многих других. Понимая всю грандиозность поставленной задачи, авторский коллектив ограничился данными только о наших соотечественниках, запечатленных в произведениях искусства до 1917 года включительно.
     В книге собраны произведения не только маститых художников. Одна из целей издания - привлечь внимание к мастерам, зачастую известным только в своем регионе, художникам-самоучкам, портретным рисункам писателей. Не ограничиваясь собраниями крупных столичных музеев, авторы включили произведения из коллекций подмосковных, сибирских, уральских, среднерусских, украинских, среднеазиатских, белорусских, западноевропейских музеев и т. д. А также из российских и зарубежных частных коллекций.
     Авторы надеются, что их многолетний труд привлечет внимание не только специалистов - историков и искусствоведов, но и широкого круга читателей, интере¬сующихся историей и культурой нашей страны. А возможно, читатель найдет здесь имена и своих предков...