Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Армяне История культуры и искусства

История культуры и искусства

Армянская культура формировалась под влиянием того факта, что, начиная примерно с VII века, Армения выполняла функцию форпоста христианства в окружающем ее мусульманском мире. Суть армянской, или, как ее называют, монофизитской церкви, заключалась в том, что она твердо держалась традиций восточного христианства и противостояла, как его западной ветви, так и восточной, от которой она была изолирована физически. Выдающаяся роль монофизитской апостольской церкви заключается в том, что в условиях утраты Арменией независимости, именно она содействовала не только выживанию армянской нации, но и сохранению ее уникальной культуры.

Со времени принятия христианства армяне создали значительные литературные памятники, прежде всего в историческом жанре (Мовсес Хоренаи, Езник Кохбаци, родоначальник самобытной армянской литературы Корюн; они же перевели на армянский язык основные религиозные и богословские произведения). В раннем Средневековье творил Григор Магистр, создававший философские и богословские Письма, а также сделавший перевод на армянский язык «Геометрии» Евклида. Ваграм Рабуни (XIII в.), Овнан Воротнеци (1315-1386 гг.) и Григор Татеваци (1346-1408 гг.) в своих трудах интерпретировали сочинения Платона, Аристотеля, Порфирия и Филона Александрийского. В начале XVI века формируется так называемая «грекофильская школа» в Армении, внесшая большой вклад в философию. Самые известные представители этой школы – Езник Кохбаи и Давид Анахт («Непобедимый»). Последний написал трактат «Определения философии» и комментарии к трудам Платона, Аристотеля и Порфирия.

Исторические труды создавали Иоаннес Драсханакертци (IX - X вв.), автор «Истории Армении» Товма Арцруни (960 - 1030 гг.), Стефанос Орбельян (XIII в.) и другие историки. В области математики, географии и других естественных наук большой вклад внес Анания Ширакаци (VII в.), труды которого были широко известны в стране. В VIII-IX веках возник национальный эпос «Сасунци Давит» (Давид Сасунский), изображающий борьбу армянского народа за освобождение. Высокую степень развития лирической, нравоучительной и философской поэзии раннего периода мы видим в творчестве Григора Нарекаци (945-1003 гг.), Нерсеса Шнорали («Благодатного») (1102-1172 гг.), Константина Ерзынкаци (XIII в.), Иоаннеса Тлкуранци (ум. в 1213 г.), Фрика (XIII-XIV вв.) и других. В XIII веке творили крупные армянские баснописцы Мхитар Гош и Вартан Айгекци.

Древнейшие корни имеет театральное искусство Армении. Хорошо известно, что царь Армении Тигран II Великий еще в первом веке до н.э. возвел в столице своего государства – Тигранакерте амфитеатр, где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении (I в. н. э.). Там показывали также Вакханок Еврипида. В дальнейшем, после принятия христианства, существовали лишь бродячие труппы артистов с развлекательными или сатирическими программами.

Об активной духовной жизни армян в IX-X веках свидетельствует движение павликиан, проповедовавших возврат к первоначальным установкам и нравственным ценностям христианства; они отвергали церковную иерархию и церковное землевладение. Более радикальным было еретическое движение тондракийцев (название происходит от села Тондрак, где оно зародилось). Они не признавали бессмертие души, отрицали загробную жизнь, церковную литургию, церковное право на землю, проповедовали равноправие мужчин и женщин, а также правовое и имущественное равенство. Это движение вскоре проникло в Византию, но было насильственно подавлено.

В средневековой Армении были развиты архитектура и церковная музыка. Книги часто иллюстрировались миниатюрными рисунками, которые сами по себе имели большую художественную ценность.

В XIX веке литература и искусство Армении развивались новыми путями, испытывая влияние русской и западноевропейской культуры. В это время появляются исторические повествования (Микаэл Чамчьян, Гевонд Алишан, Николай Адонц, Лео), романы (Хачатур Абовян, Раффи, Мурацан, Александр Ширванзаде), поэмы и стихотворения (Демрчибашьян, Петрос Дурьян, Сиаманто, Даниэл Варужан, Ваан Терян, Ованес Туманян, Ваан Миракьян), драмы (Габриэл Сундукян, Александр Ширванзаде, Акоп Паронян). Армянские композиторы и фольклористы (Комитас и Григор Суни) собирали народные песни и использовали их для концертных выступлений. Армяне создали такие классические музыкальные произведения в западном стиле, как оперы Тиграна Чухаджяна, Александра Спендиаряна и Армена Тираняна. На армянской сцене были поставлены произведения западных классиков и армянских драматургов – Сундукяна, Ширванзаде и Пароняна.

Национальному самосознанию и духовному объединению армян всегда служила армянская литература, донесшая до нашего времени замечательные литературные памятники, среди которых имеются не только переводы на армянский язык множества известных в те времена богословских книг, но и монументальные исторические произведения.

В советской Армении были достигнуты определенные успехи в развитии национальной культуры. В это время творили такие видные поэты, как Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Наири Зарян, выдающиеся композиторы Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев и Арно Бабаджанян, замечательные живописцы Вардгес Суренян, Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян. Самый известный армянский актер Ваграм Папазьян создал на многих сценах мира образ шекспировского Отелло. За пределами Армении завоевали славу литераторы армянского происхождения Майкл Арлен в Великобритании, Жорж Амадо и Анри Труайа во Франции, Уильям Сароян в США, певец, артист и киноактер Шарль Азнавур во Франции.

В Ереване в 1921 году был создан Армянский драматический театр им. Г. Сундукяна, а в 1933 году – Ереванский театр оперы и балета, на сцене которого выступали прославленные армянские певцы Павел Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян.

В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей истории Еревана, Государственная картинная галерея и Музей детского искусства, в Сардарабаде – Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине – Музей религиозного искусства. Крупные библиотеки: Государственная библиотека им. Мясникьяна, Библиотека Академии наук Армении и Библиотека Ереванского государственного университета. Матенадаран им. Месропа Маштоца – крупнейшее хранилище древних и средневековых книг и рукописей, насчитывающее около 20 тысяч единиц (более половины из них – на армянском языке).

Армения имеет собственную киностудию «Арменфильм». С 1926 года в Ереване начала работать первая радиостанция, а в 1956 году – телецентр. В советский период была создана широкая радио- и телевизионная сеть.

Источники:

  1. Культура Армении [Электронный ресурс] // Наш мир : офиц. сайт. – Режим доступа: http://rateru.ru/countries/5525/17/ (дата обращения 15.10.2018). – Загл. с экрана.

  2. Степанян, Н. С. Искусство Армении [Текст] : черты историко-художественного развития / Н. С. Степанян. – Москва : Советский художник, 1989. – 312 с.: ил.