Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Главная Этносы Азербайджанцы Архитектура

Архитектура

Азербайджан является сокровищницей памятников архитектуры. На территории Азербайджана сохранились руины античных и средневековых городов. Столицы, центры ремесла и культуры государств Нахчыван, Кабала (Габала), Барда (Партав), Гянджа, Шабран, Орен Кала (Бейлаган), Шемаха, Халхал издревле привлекали завоевателей. Сохранились остатки многочисленных оборонительных сооружений – крепости и башни – Чирахкала, Дидван и другие, воздвигнутые в начале нашей эры и позже для защиты от нашествий кочевых племен и иноземных поработителей. Особый интерес представляет комплекс оборонительных сооружений на Апшероне (башни Апшерона в Мардакянах, Нардаране, Бильгях, Рамана, Маштага). Символ Баку – Девичья башня (непокоренная) – восьмиярусное монументальное сооружение XII века высотой 28 метров и толщиной стен у основания 5 метров. В Азербайджане сохранились великолепные памятники зодчества Албании Кавказской – храмовые комплексы в с. Лекит, Кум Кахского района, в селениях Киш и Орта Зейзит Шекинского района. В Азербайджане много культовых сооружений – это храмы, монастыри и церкви, построенные в разные периоды истории. С XII века происходит укрепление государственности и развитие городов, где формируются архитектурные школы. Основатель Нахичеванской школы – прославленный на всем Востоке зодчий Аджеми сын Абубекра Нахичевани.

Мощные башни, замки, дворцы и другие сооружения XII-XV веков входят в золотой фонд памятников архитектуры Ширвана. Жемчужина дворцовых сооружений Азербайджана – ансамбль дворца Ширваншахов в г. Баку (середина XV в). В настоящее время он является государственным заповедником-музеем. Памятники архитектуры – мемориальные сооружения: мавзолеи с. Джуга (XIII в.), Карабаглар (XIV в.) в Нахичевани, в г. Барда, с. Кенгерли и Хачин-Дорбатлы (XIV в.) Агдамского района, Дири-Баба (XV в.) в Маразе Шемахинского района.

В период феодальной раздробленности были построены ханские дворцы и цитадели. Шедевр этого периода – дворец Шекинских ханов (XVIII в.). Главный фасад дворца украшен прекрасным витражом и деревянным шебеке. Интерьер дворца богато расписан рисунками, изображающими растительность, животных и птиц, геометрические орнаменты, батальные сцены и сцены охоты.

Азербайджан – пересечение важных торговых путей. На дорогах и в городах было построено множество караван-сараев – постоялых дворов (Баку, Апшерон, Нахчыван, Карабах, Гянджа, Шеки, Физули, Шемаха).

Важное место среди памятников зодчества Азербайджана занимают мосты. Долговечность сохранившихся мостов (XI-XIII вв.) говорит о высоком мастерстве азербайджанских зодчих.

Помимо Нахичеванской школы сформировались Ширвано-Апшеронская, Арранская и другие. Архитектура Ширвана отличается умелым использованием возможностей известняка, как в конструкциях, так и в декоре.

Развитие архитектуры с древнейших времен до принятия ислама

Азербайджан является одной из территорий, где первоначально появилась цивилизация человечества. Причиной тому были, в первую очередь благоприятные природные условия для проживания людей. Как показали результаты археологических раскопок, проведенных на территории Азербайджана, древние люди в этих краях вели мирный и спокойный образ жизни, создавали многочисленные памятники культуры, к числу которых относится и архитектура.

Архитектура – это история. История человечества. Эта история берет свое начало из естественных пещер, где проживали первобытные люди. На территории Азербайджана обнаружено огромное число таких пещер. Примерами можно назвать пещеры на предгорьях Большого и Малого Кавказа, в Талышских горах, на территории нынешней Нахчыванской АР, Зангиланского, Кельбаджарского, Гедабекского, Ханларского, Шемахинского районов, и наконец Азыхская пещера на территории Физулинского района. Исследования этих пещер свидетельствуют о том, что первобытные люди, проживавшие здесь предположительно 1,5 миллиона лет назад, были вынуждены приспособиться к условиям пещер, где они проживали. Тем не менее, с развитием сознания и появлением ряда орудий труда и строительства, они пытались приспособить природные пещеры к условиям своего образа жизни. Для удаления дыма костра, сожженного посередине пещеры, на внутренней стене пещеры были проделаны специальные отверстия, свидетельствующие о логичности такого предположения. Подобные «реконструкции», осуществленные над естественными пещерами первобытными людьми в последующий период привели к созданию искусственных пещер. Искусственные пещеры, состоящие, как и естественные, из нескольких отделений, были устроены на значительной высоте от поверхности земли – на острых скалах и в предгорьях. На территории Азербайджана искусственные пещеры обнаружены на юго-восточном предгорье Большого Кавказа, в горах Малого Кавказа, в долинах рек Бергушат и Акара Губадлинского района, в Ширванском регионе – недалеко от селений Мараза, Сунди и Дерекенд, а также на территориях, принадлежавших древним государствам Манна и Мидия. Однако, независимо от того, где были построены искусственные пещеры, они находятся значительно выше поверхности земли. В дальнейшем, после появления нового типа строительства, а именно каменной кладки, в искусственных пещерах произошли сперва незначительные, а затем более серьезные изменения. В результате появления каменной кладки люди стали возводить новые жилища типа землянки или полуземлянки. Эти жилища, как правило, строились на предгорьях.

В последующие этапы развития жилых зданий пещерного типа каменными кладками пользовались изначально в передних и боковых стенах, а в дальнейшем также в задних стенах помещениях. Постепенное совершенствование строительной культуры, связанной с заменой стен жилищ каменной кладкой, привело к переходу от жилища в виде землянок и полуземлянок к наземным жилищам.

Этот вид жилища, корни которого уходят к искусственным пещерам, прошел длительный путь исторического развития и в истории архитектуры известен под именем «Гарадан». Поскольку территория Азербайджана отличается разнообразными природно-географическими условиями и там встречаются многочисленные климатические пояса, построенные здесь гараданы также постепенно были приспособлены к климатическим условиям и обладали различными архитектурно-планировочными особенностями. Обычно в таких жилищах держали также и домашних животных, принадлежащих хозяевам жилища. Исторические данные свидетельствуют, что в Азербайджане гараданами пользовались до начала XX столетия.

Древнейшие поселения людей, обнаруженные в Гобустане (пещеры, различные примитивные убежища), а также памятники архитектуры мегалитового периода – кромлехи, менгиры (камни пастухов), долмены и сооружения типа циклоп, были широко распространены.

Эти высокие сооружения, построенные из камней, в народе назывались «галача» или «хйерук-даш» («херюкдаш»). Оборонительные сооружения Чалхангала, расположенные недалеко от города Нахчыван (бронзовый период) и Оглангала (II-I тысячелетия до н.э.) на стенах в Гаратепе на берегу Арпачая относятся к сооружениям типа циклоп. Подобные крепости обнаружены также и на территории Южного Азербайджана недалеко от реки Араз (Бастам, Даналы, Галаоглы).

Становление на территории Азербайджана государства Манна (IX-VII вв. до н.э.), а в дальнейшем – появление на севере государства Атропатен привело к тому, что появились закрытые города, были возведены оборонительные сооружения, величественные крепостные системы. Памятник-комплекс в районе Гасанлы, а также исследование гробниц, обнаруженных на скалах на берегу озера Урмия, свидетельствуют о том, что начиная с VII века здесь были распространены жилища с балконами. Единственное культовое сооружение, дошедшее до нашего времени из образцов других архитектурных сооружений того времени, являются огненные мехрабы (место хранения святого огня). Созданные в этот период типы архитектуры оказали значительное влияние на последующее развитие Азербайджанской архитектуры, а также на архитектуру Ирана и других стран передней Азии в период господства Ахаменидов. В связи с распространением огнепоклонничества стали возводить места молитвы (атешгеде), которые были основными культовыми сооружениями, построенными до принятия Ислама.

Важные шаги в сфере градостроительства были сделаны в период Кавказкой Албании (IV в. до н. э.- VII в. н. э.). Крепкие стены крепости города Габала, водопровод из керамических труб, оборонительная система, сооруженная из камня на перевале Демиргапы (Дербент, «узун диварлар»), Чыраггала (VI в.), овальный христианский храм в селении Лекит (V-VI вв.); базилика в селе Гум (предположительно VI в.), комплекс храмов в Мингячевир (VII в.) и другие находки свидетельствуют о высоком уровне градостроительной культуры в этот период. Из памятников архитектуры периода Сасанидов привлекают внимание оборонительные сооружения. Крепость Бешбармаг, которая начиналась у берегов Каспийского моря и продолжалась до предгорья Бабадаг, и крепость Гильгильчай, расположенная на территории нынешнего Девечинского района, дают определенные представления о развитии оборонительных сооружений в Азербайджане.

После нашествий арабов (VII в.) в Азербайджане была распространена Исламская религия и в этой связи изменилось направление развития архитектуры. Главной линией в архитектуре стало сооружение зданий нового типа – мечетей, медресе, гробниц, караван-сараев и т. д. Наиболее значительными городами Азербайджана в этот период были Барда, Ардабил, Марага, Урмия, Шемахы, Шамкур (Шамкир), Шабран, Бейлаган, Гянджа и Нахчыван. Именно к этому периоду относится превращение Шемахы, Гянджи и Бейлагана в крупные города.

В этот период наряду с развитием исламской религии в ряде провинций Кавказской Албании сооружались христианские храмы и оборонительные крепости. Особое внимание среди них привлекают крепость Джаваншир, сооруженная на территории нынешнего Исмаиллинского района (примерно VII в.), и крепостной комплекс, обнаруженный недалеко от селения Юхары Эскипара Газахского района (V-VIII вв.).

В целом, албанские постройки, сооруженные на территории Азербайджана, сыграли весьма важную роль в развитии архитектуры в доисламский и последующие периоды. В числе таких памятников можно назвать остатки построек в селах Пашан и Мухах Закатальского района (IV-V вв.), Гевургала в селе Бейук Гелдек Шекинского района (VI в.), албанские храмы в селе Бейук Амили Габалинского района (IV-VIII вв.), Албанская церковь в городе Огуз (средние века), Албанская церковь в селе Гаракенд Ходжавендского района Нагорного Карабаха (I в.), Албанские храмы в селах Шош (IV в.), Ятцы (V-VIII вв.), в селе Тагаверд (675 г.), в селе Гюнейчартар (1236 г.), в селах Агдеринского района: Атерк (V в.), Колатаг (614 г.), Гочогот (672, 698 гг.), бывших селах Достагир (713 г.), Гасапед (718 г.), Чалдыран (XII в.), а также в других регионах верхнего Карабаха – в селах Сусанлыг (IV-VI вв.), Ванг (IX в.), Трахтиг (1094 г.), Тсакури (1331 г.), Мамедадзор (1147 г.), Туг (1197 г.), в селах Аскеранского района: Шушикенд (905 г.), Чанагчы (1065, 1100 гг.), Хачмач (1100 г.), Хантск (1122 г.), Хндзрыстан (1202 г.). Эти Албанские храмы сохранились до нашего времени.

Развитие архитектуры в Азербайджане в XIX веке

Азербайджанская архитектура XIX столетия характеризуется ростом городов на основе русского искусства градостроительства и разработкой генеральных планов таких городов как Гянджа, Шемаху и Баку. В соответствии с этим процессом развиваются также жилые дома городского типа.

Появления новых типов построек после присоединения Северного Азербайджана к России приобрело большое значение в развитии архитектуры. К середине XIX столетия сооружались такие новые здания, как театры, школы, больницы, а также жилые дома. Новые проявления, наблюдаемые в азербайджанской архитектуре, особенно наглядно выразились в застройке Баку. Уже на стыке XIX-XX столетий в период бурного развития нефтяной промышленности Баку превратился в один из крупнейших городов российской империи.

В этот период азербайджанская архитектура развивалась в двух направлениях – на основе композиции зданий, занимающей важное место в архитектурно-планировочной структуре жилищ, и традиций европейской архитектуры. Основу композиционного строения зданий, сооружаемых местными архитекторами и народными мастерами, составляли традиционные архитектурные корни. Во второй половине XIX столетия азербайджанская национальная архитектура большей частью была представлена культовыми сооружениями и зданиями культурно-бытового назначения. Наряду с местными архитекторами активно действовали и воспитанники европейской школы архитектуры (в основном это были выпускники Петербургского института гражданских инженеров и Императорской художественной академии). Для широкого возрождения национальной архитектуры способной противостоять стилизации и эклектике, исходящим из европейской архитектуры, в это время в Азербайджане не было соответствующих условий. Укрепление европейской архитектуры в гражданском строительстве и недостаток профессиональных национальных кадров-архитекторов не способствовали широкому распространению национального стиля в азербайджанской архитектуре. Поэтому любой факт применения национальных форм в архитектуре имел большое значение с точки зрения развития и пропаганды национальной архитектуры. Это проявлялось только в строительстве культовых и культурно-бытовых сооружений.

Наиболее характерным типом зданий в XIX веке, кроме жилых, были торговые помещения. Ими часто пользовались одновременно и в качестве предприятий торговли, и как ремесленными мастерскими. Наиболее полноценными образцами подобных сооружений можно назвать ряды торговых лавок в Баку, в Гяндже, в Шуше и в Губе.

В это время в Азербайджане строились больницы и почти во всех городах – небольшие медицинские учреждения. Больница, построенная в 1860-е годы в Сальяне по проекту архитектора Г. Гаджибабабекова, функционировала до начала XX столетия.

Здания театров, к сооружению которых приступили во второй половине XIX столетия, были совершенно новым типом сооружений в азербайджанской архитектуре. Первые здания, предназначенные специально для театров, были возведены в Шемахе (1858 г., архитектор Г. Гаджибабабеков), а в дальнейшем – Тагиевский театр в Баку (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Музыкальной Комедии; 1883 г., К. И. Конгновицкий; был снесен в конце 1980 - х гг.), театр Маилова (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Оперы и Балета; 1911 г., архитектор Н. Г. Баев; в 1985 г. здание театра сгорело, в 1986-87 гг. было заново восстановлено по тому же проекту).

В этот период создались архитектурные школы локального характера, в определенной степени продолжающие прежние традиции. Специфические особенности внешнего облика зданий мечетей позволяют установить местные школы архитектуры, созданные на территории Азербайджана, такие, как Баку-Апшеронская, Губа-Гусарская, Гянджа-Гарабахская, Шеки-Закаталская, Ленкоранская и Нахчыванская школы архитектуры.

Наиболее характерными сооружениями для эпохи капитализма были «Бей месджиди» в Баку (Ичеришехер, 1895 г., архитекторы Мухамед Гашим аль-Бакуви и Мирали ан-Наги бин Сейид Гусейн), мечеть Касумбека (1896 г., архитектор Мешади Мирза Гафар Исмайылов), мечеть Тезе пир (1905-14 гг.), мечеть «Иттифаг» или Голубая мечеть (1912-13 гг.), мечеть М. Мухтарова в Амирджане (1909 г., архитектором всех трех мечетей был З. Ахмедбеков).

В Карабахской зоне, богатой национальными архитектурными памятниками и стабильными архитектурными традициями, европейская архитектура не смогла пустить глубокие корни и потерялась в среде местных стилей. К середине XIX столетия в Карабахе уже была создана своеобразная архитектурная школа, наиболее выдающимся представителем которой был Кербалаи Сафихан Гарабаги. Кербалаи Сафихан, до конца своей жизни оставшийся преданным местным традициям и принципам в архитектурной стилистике, осуществил реконструкцию комплекса Имамзаде в Барде (1868 г.), под его руководством были построены в Агдаме – мечеть (1868-70 гг.), в Шуше – Ашагы Мечеть (1874-75 гг.), Юхары Мечеть или Джума Мечеть (1883 г.) и квартальные мечети, в нынешнем городе Физули – Мечеть Гаджи Алекпера (1890 г.), мечети в селах Горадиз (1891-1908 гг.) и Гочахмедли (1906 г.) того же района, Татарская Мечеть в Одессе (1870-е гг.), мечеть «Гарабаглылар» в Ашхабаде (1880-е гг.) и другие сооружения.

Строительство фабрик и заводов, складских помещений, портов, мостов, вокзалов и других объектов привело к созданию новой для Азербайджана сферы архитектуры промышленно-транспортных сооружений. В эпоху развития капитализма в Азербайджане установились две промышленные зоны разного характера. С одной стороны, промышленная застройка Баку и окружающих его районов, являющихся промышленным узлом Апшерона и представленных крупными заводами нефтяного профиля, а с другой стороны – построение на территории Азербайджана мастерских по производству шелка, кокономотальных и хлопкоочистительных фабрик, винодельческих заводов, медоплавительных заводов в Кедабеке и в Галакенде, Дашкесанских медных и кобальтовых заводов – дали широкий импульс развитию промышленной архитектуры. Взаимосвязь между этими тесно связанными друг с другом промышленными зонами еще больше расширилась после строительства Бакинской ветви Северо-Кавказской железной дороги (1883 г.). В Азербайджане стала формироваться промышленная архитектура, связанная с развитием различных отраслей промышленности.

Развитие азербайджанской архитектуры в XX веке

В XIX веке и начале XX столетия в Азербайджане были известные архитекторы – каменщики, орнаменталисты, мастера архитектурных украшений. Среди них наиболее известными значились: Устад Таги (Шамахы, архитектор; комплекс гробниц «Семь куполов» на Шамахинском кладбище, 1816-17 гг.), Гаджи Магеррам (архитектор; стены Бакинской Джума-мечети, 1822 г.), Мирза Кадым Эривани (художник-орнаменталист; рисунки на стенах ереванского Дворца Сардара, 1850-е гг.), Сулейман (каллиграф; эпитафия мечети в апшеронском селении Амирджан, XIX в.), Мирза Мехти (Гянджа, каллиграф; эпитафия на кладбище Рагимли в нынешнем Геранбойском районе, XIX в.), Зейнал и Раджаб (архитекторы; мечеть в апшеронском селении Бильгя, 1839 г.), Зейналабдин (архитектор; мечеть в апшеронском селении Бина, 1844 г.), Мирза Джафар (Шамахы; орнаменталист), Уста (мастер) Ганбар Гарабаги (Шуша, орнаменталист), Сафар (брат мастера Ганбара Гарабаги, орнаменталист), Уста Гурбанали (Шемаха, орнаменталист), Шукюр Ганбар оглы (орнаменталист), Джахангирбек Алиев (архитектор; генеральный план Агдаша, 1910 г.), Зивербек Ахмедбеков (инженер-архитектор; Тебризская мечеть в Баку) и другие.

Первый этап развития азербайджанской архитектуры в советский период связан с закладкой рабочих поселков вокруг Баку (Бинагади, нынешний поселок имени М. Э. Расулзаде, поселок имени Бакиханова, поселок Монтино, поселок имени Мамедьярова). Созданные на Апшероне поселки являлись в то время первыми образцами становления советской архитектуры.

Первый генеральный план «Большого Баку», который являлся одним из первых генеральный планов в бывшем СССР, охватывал и новые застраиваемые районы. Наряду с решением жилищной проблемы усовершенствовалась и транспортная сеть на Апшеронском полуострове. В 1926 году была проложена электрическая железная дорога, связавшая Баку с его нефтяными районами. Прокладка этой первой в СССР электрической железной дороги было связана с архитектурным решением комплексов новостроек, которые предполагалось возводить вдоль дороги. Среди них наиболее интересным в архитектурном отношении было здание Сабунчинского вокзала (архитектор Н. Г. Баев). Закладка одного из первых жилых массивов – поселка Мамедьярова, относилась к числу мероприятий, имеющих общесоюзное значение.

В 1929 году состоялся первый выпуск строительного факультета Азербайджанского Политехнического Института. Молодые архитекторы С. Дадашев и М. Усейнов, приступив к активной творческой деятельности, в короткий срок разработали проекты многих зданий и добились их строительства. Среди них привлекают внимание фабрика-кухня на Баилово (нынешний родильный дом), новый учебный корпус Азербайджанского Индустриального Института (нынешняя Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия) (оба в 1932 г.), Дом Работников Искусств, ряд жилых комплексов, здание Педагогического техникума в Газахе (все в 1933 г.).

С начала 20-х годов в Баку стали осуществляться большие работы по озеленению и садово-парковой архитектуре.

В 1958 году памятник М. А. Сабиру в Баку был заменен на нынешний памятник (скульптор Дж. Гарягды, архитекторы Г. Ализаде, А. Исмайылов). Закладка в начале 30-х годов нового Бакинского бульвара (естественное продолжение старого бульвара) способствовала в целом заметному улучшению архитектурно-планировочного обустройства центральной части столицы республики.

Этот период архитектурного развития Баку характеризуется завершением строительства ряда крупных общественных зданий, предусмотренных в генеральном плане на 1924-27 годы, а также расширением фронта озеленительных работ. Одним из важных мероприятий в контексте осуществления генерального плана была реконструкция участка на пересечение нынешней улицы 28 мая с проспектом Бюльбюля (бывший проспект Кирова). Здание кинотеатра имени Низами и здание прежнего Министерства пищевой промышленности республики (оба в 1937-39 гг.), возведенные по проектам С. Дадашова и М. Усейнова, и по сей день привлекают внимание своим пространственно-объемным устройством и архитектурным решением монументальных строений. С. Дадашев и М. Усейнов в этих проектах творчески воспользовались методами и формами, характерными для античной греческой архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения.

В 1933-36 годах в Баку и других городах республики осуществлялось широкомасштабное школьное строительство. Особо выделяются по архитектурному решению четырехэтажные школьные здания, построенные в Баку и других городах по типовым проектам С. Дадашева и М. Усейнова. Характерная особенность этих проектов заключалась в том, что в них, наряду с национальными элементами архитектуры, применялись и классические формы.

В этот период творческие поиски азербайджанских архитекторов характеризовались тенденцией стремления к сочетанию новой архитектуры с национальными традициями. В развитии этого направления ведущую роль играла совместная деятельность С. Дадашева и М. Усейнова.

Утвержденный в 1939 году проект реконструкции и дальнейшего развития Гянджи (С. Годжаманлы, А. Р. Слободяник) стал самым крупным после Баку генеральным планом городов республики, разработанным в советский период. После установления советской власти в республике в Гяндже были построены новые промышленные предприятия, школы, институты (здание Педагогического института имени Гасанбека Зардаби; 1940, С. Дадашев, М. Усейнов), кинотеатры, клубы и гостиницы, возведены мосты на Гянджячае. В связи с 800-летием Низами Гянджеви был изготовлен его памятник (скульптор Ф. Абдурахманов, архитекторы С. Дадашев, М. Усейнов), который был возведен после окончания Второй мировой войны (1946 г., Государственная Премия СССР, 1947 г). В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия, в связи с 850-летием Низами Гянджеви, был основательно реконструирован мавзолей великого поэта и мыслителя, спроектированный по традиционному типу азербайджанских гробниц. По проекту архитектора Ф. Имамгулиева устройство мавзолея было изменено.

В конце 30-х годов начались разработки генеральных планов городов Евлах, Ханкенди и Шеки. В этот период характерной особенностью национальной архитектуры явилась строительство многочисленных школьных зданий.

В 1944 году при Совете Народных Комиссаров Азербайджанской ССР было создано Управление по делам архитектуры (первым его начальником был академик С. Дадашев). Эта мера придала мощный импульс активизации архитектурной деятельности. Для дальнейшего развития народного хозяйства Азербайджана появилась необходимость создания новых промышленных центров. С середины 40-х годов начались закладки новых городов – Сумгаита, Дашкесана, а затем и Мингячевира.

Прекрасным творением азербайджанских архитекторов и инженеров стало проектирование и строительство Нефтяных Камней – первого в мире уникального городка на стальных сваях. Сооружение Нефтяных Камней было связано с обнаружением в 1949 году крупных месторождений нефти на Каспии. Художественно-архитектурный облик этого необыкновенного городка над морскими волнами определяется «обычными» жилыми домами, корпусами объектов культурно-бытового назначения, оригинальной системой улиц на эстакадах.

Важным этапом в деятельности азербайджанских архитекторов в 1950-х годах стала реконструкция центральной части Баку. На значительной территории в центре столицы были осуществлены работы по перестройке, возведены новые здания, архитектурные ансамбли. Архитектурный облик Баку заметно обогатился за счет построенных в 50-60-х годах зданий Министерства внутренних дел, прежнего Бакинского филиала центрального музея В. И. Ленина (1954-55 гг., Н. Меджидов), республиканской библиотеки имени М. Ф. Ахундова (1960 г., М. Усейнов), Азербайджанского Государственного драматического театра (1960 г., Г. Ализаде при соавторстве М. Мамедова), Центрального универмага (1961 г., Н. Кенгерли) и др.

Первые высотные дома в Баку были построены в нагорной части города – на бывшей Советской улице (ныне проспект Н. Нариманова), застройка участка нынешнего проспекта Г. Джавида (нагорное плато) в 50-х явилось одним из крупных мероприятий в архитектурной сфере. Построенные здесь величественное здание Национальной Академии наук республики и комплекс Академгородка (1951-66 гг., М. Усейнов), жилые дома на проспекте Г. Джавида, реконструкция ранее построенного здания Азербайджанского Политехнического Института (ныне Азербайджанский Технический Университет, 1931-33 гг., С. Дадашев, М. Усейнов) и другие строения заложили основу создания в Баку нового благоустроенного района.

Здания общественного и культурно-бытового назначения возводились и в других городах республики. В новых городах – Сумгаите, Дашкесане, Мингячевире были построены дома культуры, в Баку и районных центрах республики в массовом порядке возводились кинотеатры, торговые объекты, детские сады, школы. Строительством здания Музыкально-драматического театра в Нахчыване (1961 г., А. Исмайлов, Н. Меджидов) было положено начало создания нового центра, что предусматривалось генеральным планом города. Построенное в центре Гянджи вытянутое по форме монументальное административное здание (1960 г., В. Исмайлов, Ф. Р. Леонтьева) заняло особое место в архитектуре города.

Ликвидация в 50-е годы в проектах и строительстве архитектурных излишеств, расширение промышленной базы строительства и другие принятые меры явились новым этапом в азербайджанской советской архитектуре. Эти мероприятия предусматривали массовое жилищное строительство на пустующих участках, что означало коренное изменение проектных разработок. На смену индивидуальным проектам пришло промышленное строительство, где на новых домостроительных комбинатах создавались отдельные конструкции однотипных домов, которые собирались на местах. Именно внедрение подобного способа строительства позволило создать за короткое время крупные жилые массивы.

В 60-х годах прошлого столетия начался новый качественный этап развития азербайджанского градостроительства и архитектуры. Именно в эти годы Баку превратился в крупный столичный город.

В самых видных местах в Баку были созданы прекрасные архитектурные ансамбли, новые красивые современные здания определили облик столицы. Абсолютное большинство этих зданий было построено по инициативе и при активном контроле общенационального лидера, тогдашнего руководителя республики Гейдара Алиева.

Достаточно отметить только тот факт, что в течение рассматриваемого периода Гейдар Алиев внес неоценимый вклад в подготовку и утверждение генерального плана Баку. Он, проявив настоящую дальновидность с точки зрения градостроительства, сыграл важную роль в перспективном развитии столицы Азербайджана. Созданные в тот период в Баку и вокруг него многочисленные промышленные предприятия, объекты инфраструктуры и транспортная система заложили прочную основу для укрепления экономического развития Азербайджана.

В конце 60-х - 80-х годов в Баку был построен ряд крупных общественных зданий и других объектов. Среди них: Здание государственного цирка (А. Исмайлов, Ф. Леонтьева), дворец «Республика» (В. С. Шульгин, В. И. Гинзбург, Э. Р. Михиседеков, инженер К. Керимов), гостиницы «Бакы» (Н. Меджидов), «Гарабаг» (Э. Р. Михиседеков), «Азербайджан», «Москва», «Апшерон», новое здание Главпочтамта (автор всех этих четырех проектов – академик М. Усейнов при участии Н. Ахундова и А. Н. Олтетси), Республиканского Статистического Управления (Т. Ханларов и др.), Бакинского железнодорожного вокзала (Ш. Зейналова, Ю. Н. Козлов, Х. Рагимова), Наримановской районной исполнительной власти (Т. Ханларов), Государственного архива политических партий и общественных движений (Ш. Зейналова, Ю. Гадимов), Дворца Счастья (И. Алиев), комплекса Дворца «Гюлистан» (Х. Амирханов, Н. Гаджибеков, Т. Шаринский, Ф. Рустамбекова, Н. Исмайлов, И. Керимов; Государственная Премия Азербайджана, 1982 г.), первой очереди комплекса «Восточный базар» (У. В. Ревазов, П. И. Яриновский), легкоатлетического манежа (З. Гулиева), Низаминской районной исполнительной власти города Баку (Т. Ханларов, Х. Мухтаров), аппарата Президента Азербайджана (Т. Абдуллаев), которые еще более обогатили архитектурную красоту столицы республики. Среди крупных общественных строений следует также отметить Спортивно-выставочный комплекс (Т. Абдуллаев, О. Исаев, Ю. Гадимов, Т. Ханларов), вторую очередь «Восточного базара» (Ю. Ревазов, П. Яриновский), 18-ти этажное здание вычислительного центра (Т. Ханларов, Х. Мухтаров) и другие, вызывающие интерес объемно-пространственными решениями и архитектурно-градостроительными особенностями.

Стремительное расширение Баку, решение вопроса о транспортных связях с отдельными районами столицы, рост численности городского населения настоятельно требовали сооружения в Баку метрополитена. Интересно отметить, что строительство в Баку метрополитена намечалось еще в варианте генерального плана города, разработанном в 1932 году. 6 ноября 1967 года был открыт первый участок (5 станций) первой очереди Бакинского метрополитена. В то время Баку стал пятым в СССР городом, имевшим подземный электротранспорт.

Открытием 31 декабря 1976 года станции «Низами» завершилось строительство первой очереди (12 станций) Бакинского метрополитена. В 1985 году пуском в эксплуатацию еще четырех станций была завершена вторая очередь, а в 1989 году – открылось движение до двух новых станций, и тем самым была завершена третья очередь Бакинской «подземки». Бакинский метрополитен вызывает интерес оригинальным решением художественно-архитектурных вопросов, высоким уровнем качества строительных работ, синтезом архитектуры и изобразительного искусства.

В 1976 году в республике было торжественно отмечено 850-летие зодчего Аджеми Нахчывани. По случаю этого знаменательного юбилея были, можно сказать, спасены от разрушения редкие по архитектурной значимости гробницы Юсифа ибн-Кусейра и Момине Хатун, созданные этим великим мастером. Были отреставрированы и другие памятники архитектуры, имеющиеся в разных уголках республики. Интенсивно велись реставрационные работы по восстановлению первоначального вида гробниц в Барде, мавзолея «Дирибаба» в Маразе, гробниц в Хазре и Калахане. Активно и планомерно велись работы по восстановлению архитектурных памятников в Шуше, Шеки, Шемахе, Ордубаде, Баку и других городах. В этом отношении особое внимание привлекает реставрация жемчужины азербайджанской каменной архитектуры средних веков – комплекса «Дворец Ширваншахов» в Баку. Восстановление в последнее время в Гяндже древних общественных и культовых зданий, их рациональное использование явилось итогом напряженной работы и усилий исследователей архитектуры. В этом городе проведена работа по капитальному ремонту мечетей Бала Бахманли, Гызылгаджылы, Озан, Зарраби, а также и других памятников.

С конца 60-х годов осуществлены различные мероприятия, приняты решения по проблемам обеспечения сохранности исторически сформировавшихся азербайджанских городов и градостроительных систем в целом. Были объявлены историко-архитектурными заповедниками: Шеки (1968 г.), Ичери-шехер в Баку, Шуша и Ордубад (все трое в 1977 г.), поселок Лагич (1980 г.), селение Нардаран (1991 г.), селение Шабран в Девечинском районе (2002 г.), селение Илису Гахского района (2001 г.), долина реки Гарачай в Ордубадском районе (2002 г.), Чыраггала в Девечинском районе (2002 г.), селение Киш в Шекинском районе (2003 г.), селение Пиргусейн Аджигабульского района (2004 г.).

В исторически сформировавшихся городах Нахчыван, Гянджа, Шамаха ведется большая работа в объявленных зонах охраны. Большое внимание уделяется вопросам сохранения ценного исторического архитектурного наследия в городах и других населенных пунктах республики, а также распространению накопленного опыта планирования и строительства в таких историко-архитектурных центрах как Губа, Газах, Лянкаран, Лагич, Барда, Закатала и других, в том числе в селах Апшерона – Нардаран, Гала, Мардакан, а также в селении Тала Закатальского района.

Источники:

  1. Архитектурные памятники Азербайджана [Электронный ресурс] // Координационный Совет Азербайджанской Молодежи : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.ksam.org/index.php?mtype=news1&mid=121 (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.

  2. Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство [Текст] : краткая художественная энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия. – 1962. – 696с. : ил.